Мода в эпоху рококо

Ключевые события в истории развития стиля рококо (1745–1787 гг.)  

1735

Начинается правление китайского императора Цяньлуна. Ему приходится вести переговоры с европейцами для сохранения контроля над торговлей шелком.

1745

Маркиза де Помпадур становится главной любовницей (maitresse-en-titre) Людовика XV. Мадам Дюбарри сменила её в этом звании в 1764 году.

1753

Основание Британского музея, вместившего многочисленные диковинки и предметы древности и со всего света, собранные в основном ученым Гансом Слоаном.

1756

Начало Семилетней войны, которая становится первой мировой войной. Франция и Британия соперничают за власть над колониями в Северной Америке, Европе и Азии.

1759

Основание Королевских ботанических садов Кью на юго-западе Лондона. Здесь выращивают новые растения, собранные со всего света.

1761

Жан-Жак Руссо публикует свой роман Юлия, или новая Элоиза, который впоследствии вдохновляет Марию-Антуанетту искать «сельскую идиллию».

1765

Клайв Роберт утверждает господство Британской Ост-индской компании в Бенгалии. Это позволяет укрепить торговые связи с индийскими производителями и контролировать рынок индийских тканей.

1765

Ричард Аркрайт конструирует первую прядильную машину Waterframe, позволив механизировать процесс хлопчатобумажного ткачества.

1770

Журнал Oxford Magazine рассказывает о новом явлении – франтах, предшественниках денди.

1770

Мария-Антуанетта Австрийская выходит замуж за французского дофина Людовика, Спустя два года происходит первый раздел Речи Посполитой.

1776

6 июля США издает Декларацию независимости; Франция посылает маркиза Лафайета для оказания помощи колонистам в борьбе с британцами.

1787

Сооружение Королевского павильона в Брайтоне, «индосарацинской» резиденции принца Георга на юго-востоке Англии.

    


     Этот портрет маркизы де Помпадур работы Франсуа Буше (ок. 1756) демонстрирует моду эпохи рококо на оборки и узоры.

     Эпоха рококо – это время непревзойденного стиля и изысканного силуэта элегантных платьев. Само название «рококо» скорее всего происходит от французского rocaille – декоративная раковина, ракушка – и датируется серединой 18 века. Парадное платье и robe a la francaise послужили основой для формальных и придворных одеяний, тогда как платья с круглой спинкой и мантии использовались в повседневной жизни. Мужской костюм-тройка практически не изменился – приталенный жилет, пиджак и бриджи все так же были в моде во времена правления Людовика XIV. Изменилась сама суть одежды – фактура и цвета материалов, оторочка и узор, аксессуары.
     Стиль рококо в основном ассоциируется со странами континентальной Европы, но он также оказал влияние на моду Англии и жителей Атлантики. Франция продолжала занимать лидирующие позиции в торговле предметами роскоши: Лион был центром шелкоткачества и вышивки, а Париж – центром текстильной галантереи, аксессуаров и новой мануфактуры. Регулярные модные сезоны задавали моду на определенные цвета и рисунки, а жители провинций узнавали о модных веяниях из журналов мод.
     Хотя Франция была впереди других государств в области ткачества, лондонский приход Спайталфилдз стал родным домом для нескольких поколений профессиональных ткачей-гугенотов и британцев. Британия и Франция не только были конкурентами по части торговли; большую часть 18 столетия они пребывали в состоянии войны. В результате Семилетней войны британцы получили контроль над торговлей в Индии и большей части Северной Америки. До 1770-х гг. в американских колониях британский шелк пользовался большей популярностью, чем французский. Британия также занимала первые позиции в индустриализации кручения шелка и ткачества, благодаря чему одежда стала дешевле, а рынок шире.


     Натуралистический цветочный узор 1744 года ведущей рисовальщицы по шелку Анны Марии Гартуэйт.

     Что касается высокой моды, французский двор Бурбонов был все так же влиятелен. Если при дворе Людовика XIV преобладала выразительная систематизированная палитра, при его правнуке Людовике XV (в 1715–1774 гг.) цвета придворной одежды стали более мягкими, пастельными, с тенденцией к асимметрии. Моду задавала не королева, Мария Лещинская, а экстравагантные любовницы короля, образованная маркиза де Помпадур и ее менее утонченная «коллега» мадам Дюбарри. На портрете маркизы де Помпадур видно, что оборками украшена каждая поверхность платья. Шелковое платье оторочено двойными розами, а корсаж декорирован затейливыми бантами под стать ожерелью. Рукава состоят из нескольких ярусов engageantes (кружевные оборки) у манжет, а туфельки на каблуке с открытым задником украшены жемчугом.
     Эпоха рококо стала временем моды на шелковую набивную ткань и на расшитый шелк и ситец. Французские и британские дизайнеры ввели в моду необычный узор-картуш, который представлял собой асимметричное пространство, в котором помещался другой узор, природный или архитектурный. Популярностью пользовался развернутый друг к другу узор в виде буквы «С», а мода на извилистые гирлянды или ленты, оплетающие цветочные букеты, появилась примерно в 1740 году. В отличие от французских узоров, английские тканые и набивные материалы украшались природными мотивами, отражавшими растущий интерес к ботанике в результате завоза новых растений из других стран. В английском журнале Gentleman's Magazine критиковались безвкусные французские узоры, «в которых нет ни единого намека на истинные пропорции, несмотря на содействие Художественной академии». В 1740-1760 гг. Анна Мария Гартуэйт (1690-1763) создавала самые разнообразные узоры, «поставляя» их лучшим ткачам Спай-талфилдза. Создавая около 80 узоров в год, она специализировалась на «линии красоты», извилистых завитках, переплетенных с цветами.


     Веер из золота и слоновой кости 1730 года, украшенный сельскими пейзажами, популярными в эпоху рококо.

     В эпоху рококо под влиянием европейских торговых компаний на Дальнем Востоке и в Индии возродился интерес к китайским изделиям. Если французский шелк отражал фантастические видение Востока, английские ткачи делали свои узорами более близкими к истине. Английские дубы перемежались с драконами, пагодами и страстоцветом. Для рисовальщиков выпускались специальные альбомы выкроек с экзотическими птицами и животными, если те не были уверены, как они выглядят. Это обусловило неизбежную стилизованность и однородность; например, павлины чаще всего изображались с распущенными хвостами. Хотя двор Георга III отличался консервативностью, его сын, Георг, будущий принц-регент, придавал моде колоссальное значение. Его Королевский павильон в Брайтоне, как и предметы его гардероба, стал отражением одержимости китайскими мотивами. Такие узоры, как «китайские фигурки», «дамское развлечение» и «пагода», использовались для создания предметов одежды и галантерейных изделий. Во Франции королевский вышивальщик Луи-Жак Бальзак серебряной и золотой нитью украшал королевские одежды узорами в виде павлиньих перьев, охотящихся собак и солнечных мотивов.
     Мода на узоры на ткани часто менялась; в высшем обществе ее едва ли хватало на один сезон, затем такие наряды становились уделом более бедных классов, перекраивались и продавались. У менее взыскательных потребителей ткани могли храниться несколько десятилетий, прежде чем пойти на пошив платьев. Оборки украшали практически каждый наряд, включая отделку искусственными цветами. Зачастую они повторяли узор на ткани, часто использовались в качестве корсажа или украшали края одежды, розетки и широкие, элегантно отороченные нарядные шляпы.


     В этом набивном платье a la polonaise 1786 года расшитый материал экстравагантно драпируется в несколько складок.

Страусиные перья часто использовались для шляп и причесок. Из жемчуга, выращиваемого более столетия, плели ожерелья, браслеты и отделывали им парадные платья. Бахрома придавала наряду воздушность; узелки и банты оставались в моде на протяжении всей эпохи, в особенности на изысканных корсажах.
     Оторочка a la platitude представляла собой извилистые или зигзагообразные складки на основной отделке одеяния, либо украшала переднюю поверхность верхней юбки. Отделка en pouf добавляла дополнительный ярус оборок вокруг бедер. Такое расположение рюшей придавало юбкам больший объем. Оборки часто крепились наподобие гирлянд и были украшены дополнительными розетками контрастных оттенков. Край платьев часто отделывали фестонами. Восточное влияние прослеживалось в рубчатых, обшитых галунами застежках расшитых аппликаций, пришитых к хлопку и ситцу. Обувь также подвергалась отделке – такая практика вошла в моду в 18 столетии. Обувных дел мастера изготавливали утонченные женские туфельки без задника любых оттенков. Верх обуви укрепляли льном или делали прокладку из мягчайшей телячьей кожи. Изогнутые туфельки на каблуках делали из древесины и обивали тканью. Пряжки, чаще всего серебряные, покрывали настоящими или искусственными драгоценными камнями. Мужская обувь среди представителей знати также имела каблук и экстравагантный декор.
     Для позднего периода рококо характерно особое использование драпировки. Платье robe a la polonaise, распашное платье с открытым передом, надевали поверх широкой юбки без огромного кринолина, необходимого для robe a la francaise. Такое платье присобиралось сзади на талии во множество небольших складок, как в robe a l`anglaise. Верхняя юбка драпировалась на три части поверх турнюра – как символ раздела Речи Посполитой между тремя государствами в 1772 году – и крепилась с помощью шелковых шнурочков и пуговиц. В холодное время и для сохранности дорогих костюмов поверх носили жакет длиной три четверти с капюшоном, который также имел драпировку сзади.

     Герцогиня де Полиньяк, ближайшая подруга Марии-Антуанетты при дворе, изображена здесь в образе богато одетой пастушки.

     В период рококо неотъемлемой частью гардероба являлись аксессуары. Многие из них носились в кармане, свисали с пояса под верхней юбкой или прятались в складках драпировки retroussee dans les poches. Веера служили способом продемонстрировать роскошь шелка и пофлиртовать. Самые дорогие веера были сделаны из резной слоновой кости и украшались перламутром. Мужские аксессуары, например, трости, монокли, нюхательная соль и декоративные мечи, служили способом выражения культурных интересов, флирта и предпочтений. Сельские фантазии нашли отражение в картинах Франсуа Буше и Жана-Батиста Грёза; дамы бурно протестовали против своих портретов в образе скромных, чопорных пастушек с плоскими соломенными шляпами, завязанными лентами. В 1780 году в моду вошли более широкие «пастушьи» шляпы, сделанные, как правило, из соломы или тонких плетеных «древесных стружек». Такие шляпы украшались длинной тесьмой или фестонами с цветами и перьями.
     В 1770-е гг. французский двор ввел в моду новые экстравагантные прически. Хотя такая мода приводила в бешенство городских постижеров, парикмахеры, ювелиры и модистки использовали ее по максимуму, поскольку дамы стали тратить больше средств на головные украшения и уборы. Своей популярностью такие прически обязаны молодой Марии-Антуанетте, дофине Франции, которая демонстрировала объемные прически с начесом и пышными медальонами на затылке. Такие прически создавал ее парикмахер Леонар Отье, прославившись в Париже своим мастерством вплетать в волосы легкий газ, конский волос или шерстяные подушечки, чтобы придать прическе невероятный объем. Мария-Антуанетта предпочитала украшать прическу лентами и страусиными перьями. Такой стиль получил название а lа reine, хотя тети ее супруга называли эту прическу «конской сбруей».

«Элегантность рококо». Из книги: Мода. Всемирная история. Под ред. М. Фогг. ООО «Магма». Москва. 2015. Стр. 106–109.