Платья, которые изменили мир («мондриан», мини-платье, платье Дайаны Ригг)

Майкл Червинский


ПЛАТЬЕ «МОНДРИАН»


    
    1965, Ив Сен-Лоран

    Недавний вариант платья «Мондриан» Ива Сен-Лорана, в котором реализованы эстетические принципы голландской художественной группы De Stijl, символизирует современность.


     В этом платье Ив Сен-Лоран (1936–2008) воплотил свое видение современного мира. В отличие от тех нарядов, в которых прослеживаются научно-фантастические мотивы (с чем ассоциируется творчество Андре Куррежа), платье «Мондриан», создавалось с опорой на теорию изобразительного искусства. Впервые платье появилось на обложке французского Vogue в 1965 году. Оно символизировало абстракционизм в моде, работа кутюрье перекликалась с творчеством знаменитого голландского художника-модерниста Пита Мондриана (1872–1944) Его картины-сетки во всем мире связывались с чем-то стильным и современным.
     Платье, состоящее из ярких секций, разделенных черными полосами, считается признанным шедевром, подчеркивающим простоту женской фигуры. Геометрический узор создавался из отдельных кусков цветной ткани, сшитых между собой так, чтобы спрятать изгибы тела, нивелировать их выразительность. В результате получился очень сильный эффект порядка и простоты, благодаря которому Ив Сен-Лоран из модельера превратился в скульптора и художника-концептуалиста. С тех пор мода стала также считаться искусством.

    Фотография с показа 1960-х годов, на которой очевидно, как узор платья упрощает форму тела.


МИНИ-ПЛАТЬЕ

    1965, Мэри Куант

    Мэри Куант, увлеченно работающая в своей студии над образом «свингующего Лондона».


     В 1960-е годы лондонская молодежь все еще жила в городе, обезображенном бомбежками и грязными от копоти зданиями, в условиях послевоенного времени вынужденная экономить на всем, на чем только можно. Лучшего момента для того, чтобы представить новый стиль, было просто не найти. Молодежь взбунтовалась, поразив серые, угрюмые улицы Лондона смелыми цветами и современными формами, которые отчетливее всего проявились в великолепной одежде Мэри Куант (род. 1934).
     Под впечатлением от работ Андре Куррежа Куант взяла и без того короткую юбку и укоротила ее еще больше. Так появился веселый и откровенный стиль, который мгновенно пришелся по душе модницам, ищущим что-то новое, молодежное. В 1965 году мини-платье уже вовсю продавалось в бутике Мэри Куант Bazaar на Кингс-роуд. Оно отличалось четким кроем, выглядело немного по-детски и в сочетании с идеально подходящей к нему пятиконечной стрижкой Видала Сассуна казалось воплощением одновременно невинности и рассвета новой эры.
     Сначала платье продавалось только в дорогом бутике, но оно было настолько простым, что просочилось в массы, а многие даже стали носить его дома. Стиль Мэри Куант становился все популярное, девочки-подростки и молодые женщины обретали новый внешний вид, а Лондон постепенно превращался в столицу моды. Посредством своих работ модельер, как никто другой, боролась за независимость и право из свободу и веселье, которые вряд ли могли быть возможными в мире после ядерной войны. Мини распространялись по всему миру. К концу 1960-х годов даже королева укоротила свою юбку.

    Куант еще больше укоротила юбки и использовала смелые узоры и цвета, создав стиль, который произвел настоящую сенсацию в обществе.


ПЛАТЬЕ ДАЙАНЫ РИГГ ИЗ ТЕЛЕСЕРИАЛА «МСТИТЕЛИ»

                                                                                                1965, Джон Бейтс (также известный как Жан Варон)

    Английская модель Джин Шримптон в скромном варианте наряда из «Мстителей»; за ней модельер Джон Бейтс.


     Красивая, умная и ни от кого не зависимая Эмма Пил ил «Мстителей» (англ. The Avengers) стала образцом для подражания для эмансипированных женщин 1960-х годов. В знаменитом шпионском сериале уже блистала одна сильная, уверенная в себе героиня – доктор Кэти Гейл (в исполнении Хонор Блэкман), предшественница Пип. Теперь в игру вступила Дайан Ригг. Ставки выросли, и героям предстояло участие в еще более рискованных операциях.
      Смелые, подчеркнуто откровенные наряды Ригг придумал британский модельер Джон Бейтс (род. 1938), работавший под именем Жан Варон. Хотя он, несомненно, был одним из самых знаменитых и влиятельных дизайнеров 1970-х годов, впоследствии о нем забыли, чего не случилось с его современниками Биллом Гиббом (1943–1988) и Зандрой Роудс (род. 1940), хотя они были не более талантливы, чем он.
     Бейтс придумал поистине гениальный рыночный ход. Он выпустил коллекцию готовой одежды, сшитую на основе костюмов из «Мстителей». Она поступила в продажу в то же время, когда показывался фильм. Так Бейтсу удалось организовать рекламу своих нарядов на экране и сыграть на одержимости зрителем массовой культурой и их стремлении во всем подражать любимым героям.

     Эскиз костюма для актрисы Дайаны Ригг.


Из книги: Майкл Червинский. 50 платьев, которые изменили мир. Изд-во: КоЛибри, 2014. С. 32–36.