Обувь, которая изменила мир (ботинки, угги, кроссовки)

Майкл Червинский


БОТИНКИ ОТ TIMBERLAND


         1973

    Timberland – традиционно американские ботинки. Они символизируют и суровую жизнь на дикой природе, и на пыльных городских улицах.


     Само название Timberland уже вызывает образ сурового американского здоровяка в клетчатой рубашке, синих джинсах и серьезных прагматичных ботинках. В обуви от Timberland можно выжить в самых неблагоприятных условиях, даже если всего лишь идешь по улицам города.
     Несмотря на то, что сегодня марка Timberland выпускает самую разную одежду для загорода, ее главным товаром всегда оставались ботинки. Фирма была основана в 1933 году в Бостоне успешным мастером обувных дел Натаном Шварцем и его сыновьями и называлась тогда Abington Shoe Company, но к 50-м быстро начала расти. В 1973-м в Abington выпустили водонепроницаемые ботинки под маркой Timberland. Те оказались настолько популярными, что в компании решили поменять название, чтобы извлечь выгоду из удачной марки.
     В последующие десятилетия были выпущены многочисленные версии водонепроницаемой обуви, но все они недалеко ушли от оригинала Массивные, крепко сшитые Timberland земляного цвета на толстой подошве, похоже, совмещают в себе все возможные качества прочных, носких ботинок. И хотя они практически не изменились, покупают их теперь уже не только для походов в леса и горы, как изначально задумывалось. Нет, теперь обувь Timberland – это прежде всего предмет моды, различимый в городе символ американского образа жизни на дикой природе. Но, как и всегда в дизайне, стиль не стоит путать с реальной жизнью.


КРОССОВКИ НА РЕЗИНОВОЙ ПОДОШВЕ С «ВАФЕЛЬНЫМ» РИСУНКОМ

    1974, Blue Ribbon Sports/Nike

    Это звучит как городская легенда, но Билл Боуэрман изобрел эти кроссовки, экспериментируя с домашней вафельницей. И в рекламе Nike, конечно, не преминули об этом рассказать.


     Кроссовки на резиновой подошло с «вафельным» рисунком, вне всякого сомнения, сыграли решающую роль в истории корпорации Nike, сделав ее лидером на мировом рынке передовой и востребованной спортивной обуви. Тогда Nike еще не была Nike. Компания Blue Ribbon Sports была основана в 1964 году в США, в штате Орегон, в городе Юджин. В то время она была лишь распространителем беговой обуви от Onitsuka Tiger. Одним из основателем Blue Ribbon Sports был Билл Боуэрман (1911–1999), тренер Орегонского университета по легкой атлетике. Он не только пел дифирамбы бегу, но практически все время занимался разработкой обуви для бега, а также экспериментировал с новыми материалами, чтобы улучшить сцепление с поверхностью и скорость.
     Приблизительно в 1970–1971 годах Боуэрман залил жидкий полиуретан в вафельницу жены и таким образом придумал легкую подошву сетчатого вида. Эти события привели к тому, что в 1974-м с конвейера сошли кроссовки ка «вафельной» подошве, став первым общенациональным успехом компании. А когда в тот же год звезда американского тенниса Джимми Коннорс победил в Уимблдонском турнире в этих же кроссовках, их популярность удвоилась.
     Компания официально стала называться Nike в 1978 году, но к тому времени она уже на всех парах рвалась к мировому господству во многом благодаря «вафельной» подошве.


УГГИ

    1978

    Австралийские угги, возможно, и неуклюжи на вид, но они вместе с тем воплощают в себе одновременно женственность и комфорт.


     Эти традиционно австралийские сапоги обрели мировую популярность сравнительно недавно, однако их история начинается задолго до этого. Говорят, что угги в различных видах существуют на протяжении уже двух веков, обеспечивая теплом и комфортом многие поколения австралийских переселенцев. Само название «угги» используется для общего обозначения сапог из овечьей шерсти в Австралии с середины XX века. Вероятно, из-за их неказистого вила (в английском слово ugg созвучно с ugly – «страшный», «некрасивый»).
     Благодаря терморегулирующим свойствам овечьей шерсти зимой в уггах тепло, а летом – прохладно. Потому их носят круглый год, а с 1960-х на них обратили внимание серфингисты близ Перта, и вскоре угги стали стойко ассоциироваться с австралийским серфингом в целом. Эти сапоги из овечьей шерсти внутри, возможно, и не выглядят особенно привлекательно, но разве это имеет значение, когда вы молоды, полны сил и блистаете бронзовым загаром?
     В 1978 году один австралийский серфингист Брайан Смит привез угги в Калифорнию, где после нескольких неудачных попыток смог внедрить их на американский рынок. Вскоре он зарегистрировал одноименную торговую марку и начал продавать сапоги. Однако лишь спустя два десятилетия угги наконец добрались до мира моды, и сегодня эта неуклюжая, но уютная обувь – такая же неотъемлемая часть городского гардероба, как черные легинсы или непрозрачные колготки, которые носят все, от знаменитостей до простых школьниц. Угги – довольно редкий пример, когда комфорту отдается предпочтение перед внешним видом, если только обувь ассоциируется с привлекательным образом жизни, а производит ее уважаемая компания.


КРОССОВКИ NIKE AIR JORDAN 1

    1984, Nike

    Суперзвезда спорта Майкл Джордан стал лицом рекламной кампании Air Jordan, благодаря которой компания Nike вышла на мировой уровень. Первую модель этих кроссовок разработал Питер Мур, однако над многими последующими работал и известнейший дизайнер компании Тинкер Хэтфилд.


     К началу 80-x беговые кроссовки, выпущенные Nike десятилетием ранее, начали терять популярность. Стало ясно, что орегонскому производителю спортивной обуви необходимо было разработать новый товар, рассчитанный на новых покупателей, которые вдохнули бы в компанию новую жизнь. Все чаще Nike считали поставщиком исключительно «беговой обуви для белых».
     Тогда в Nike обратили внимание на восходящую звезду баскетбола афроамериканца Майкла Джордана (р. 1963). решили, что он может стать лицом рекламной кампании их нового детища, и после всех уговоров Джордан все же согласился за солидное вознаграждение – 2,5 миллиона долларов. Он стал играть в ярких красно-черно-белых кроссовках, которые отлично смотрелись на экранах, но не соответствовали официальному дресс-коду Национальной баскетбольной ассоциации. Но штрафы от НБА только подстегивали шумиху вокруг Air Jordan, и долгой карьере кроссовок был дан старт.
     На сегодняшний день выпущено 23 версии Air Jordan и наиболее известным стал логотип Jumpman, изображающим силуэт Джордана в акробатическом баскетбольном прыжке. Эти кроссовки стали символом культуры и помогли Nike стать известнейшей компанией в мире.


Из книги: Майкл Червинский. 50 туфель, которые изменили мир. Изд-во: КоЛибри, 2014. С. 54–60.