Косметика cредневековья (о трактате «Об украшении женщин» и отрывки из него)

Закуска для короля, румяна для королевы: Энциклопедия средневековой кухни и косметики. Статья и перевод с латинского Н. С. Горелова. СПб: Издательский Дом "Азбука-классика", 2008 г. С. 215-221, 228-242 (с сокращениями).

О трактате «Об украшении женщин»


    Великая блудница. Гобелен. Никола Батай. 1373-1387 гг.

     Трактат «Об украшении женщин» появился в ХП веке и вскоре вошел в состав корпуса «Тротулы» – сочинений, авторство которых приписывали женщине по имени Трота (Тротула – изобретение книжников-переписчиков). Кем была Трота, неизвестно; Трота, или Трокта, – женское имя, широко распространенное на юге Италии. В трактате «О лечении женщин» рассказывается, что Троту, «как магистра», позвали оперировать женщину, страдавшую вздутием матки. Она позвала пациентку к себе, чтобы без посторонних выяснить причину недомогания. «Выяснив, что дело во вздутии, а не в выпадении или повреждении матки, она приказала приготовить ванну с водой, в которой были отварены алтей и постенница», а затем «наложила на нее пластырь из сока дикой редьки и ячменной муки». Процедура с ванной была повторена еще раз. Сохранились и другие медицинские сочинения, где приводятся трактаты, авторство которых приписывается Троте.
     Корпус «Тротулы» состоит из трех трактатов: «О симптомах, проявляющихся у женщин» (гл. 1–131), «О лечении женщин» (гл. 132–241), «Об украшении женщин» (гл. 242–312). (...)
     Третий трактат, представляющий для нас наибольший интерес, – «Об украшении женщин» – является оригинальным сочинением, в котором рассматриваются способы депиляции, окрашивания и ухода за волосами, заботы о коже лица, губах, отбеливании зубов. Когда трактат стал частью «Тротулы», в него были добавлены рецепты возобновления девственности. В нескольких случаях указывается, что средства применяются салернскими или сарацинскими женщинами (гл. 245, 251, 280, 296), причем переписчики нередко путали одних с другими. Говорится, что средством для гигиены рта «многих излечила сарацинская женщина на Сицилии» (гл. 305).
     Рассматривая «Тротулу» в целом, следует отметить, что некоторые травы и растения используются в корпусе исключительно для приготовления косметических средств: переступень, винная лоза, круглый кирказон, гравилат, бразильское дерево, жимолость, чистотел, цикламен, крокус и шафран, тростник, бешеный огурец, горлец, девясил, молочай, ракитник, мускатный шалфей, щавель, лилия, вика, лабазник, морской лук, очиток обыкновенный, касатик. То же самое можно сказать о миндале и косточках фиников, отрубях, а также о животных компонентах: клешне краба, ящерице, кости каракатицы, свином и медвежьем сале, козьем и оленьем жире. Только в косметологической рецептуре применяется крахмал, пемза, лак, ртуть, розовая вода, борат, галльская земля, негашеная известь, морская пенка, белила, хрусталь, мыло, винный камень, природная сера.
     В данном переводе читатели знакомятся с трактатом «Об украшении женщин» в том виде, в каком он дошел до нас в составе корпуса «Тротулы», то есть столетие спустя после того, как анонимный автор впервые упорядочил косметические рецепты. «Об украшении женщин» – самое раннее из полностью дошедших до нас косметологических сочинений (от написанных Овидием «Притираний для лица» сохранился фрагмент длиною в сто строк)1. В «Книге Секста Плацита Папирского о медицинских средствах, получаемых из животных, скота, зверей и птиц» (V век н. э.) мы обнаруживаем замечательный способ чернения волос: «Воронье яйцо окрашивает волосы следующим образом: выливают яйцо в медный сосуд и взбалтывают до тех пор, пока оно не меняет цвет, затем бреют голову и намазывают сверху до тех пор, пока яйцо не впитается. Во время этой процедуры надо набрать в рот масла и держать до тех пор, пока голова не высохнет, а иначе и зубы почернеют. После этого на голову надевают повязку, которую снимают по прошествии четырех дней; в результате седина больше не появляется». Идея подобного симпатического средства была позаимствована у Плиния («Естественная история»; XXIX, 109). Еще одно средство подобного рода: «Чтобы на голове не появлялось седины. Если свежим собачьим молоком помыть голову старухи, то седые волосы перестанут расти, а те, что стали седыми, окрасятся вновь»2.


    Миниатюра. Париж. 1494-1495 гг.

     Трактат «Об украшении женщин» интересен, прежде всего, тем, что позволяет выявить, какие вопросы входили в сферу средневековой косметологии. И хотя современный читатель вряд ли найдет для себя много практических советов в «Тротуле», совершенно очевидно, что рецепты из трактата «Об украшении женщин» отличались от рекомендаций по уходу за волосами и лицом, сохранившихся в медицинских сочинениях или энциклопедиях. Если мы обратимся к книге «О природе вещей» энциклопедиста начала XIII века Фомы из Кантимпрэ, то увидим, что его рассуждения об уходе за волосами связаны преимущественно с тем, как избежать облысения: «Волосы редеют, когда жар превосходит то, что заложено природой. Они выпадают при воздержании от пищи, от заражения соков, как у прокаженных, и у мужчин чаще, чем у женщин... По словам Аристотеля, в холодных странах у животных и людей – ровно стелющиеся, свисающие волосы, чаще всего белые и жесткие, в жарких же – скорее черные и курчавые по всему телу... У живых существ на голове волос не много, человек – исключение, а у него в этом есть необходимость из-за влажности мозга, который волосы защищают от сильного холода или палящего зноя. Из живых существ человек носит на голове больше всего волос. На голове человека не лысеют те области, что находятся ниже того места, где расположен мозг, или ниже макушки, или вокруг висков, или вокруг ушей. По словам Плиния, волосы на протяжении нескольких дней продолжают расти на телах умерших стариков. Средства для редеющих волос: помогает, если мазать соком травы настурции. Также редька, протертая с медом, восстанавливает волосы. Собери пучки кукушкиного льна, положи их на три дня в воду, затем растолки и приготовь с маслом, капустой и гусиным жиром, смешай все это и намажь голову, пока горячее, – волосы снова станут расти. Также нанеси на голову репешок [агримонию], перетертый с козьим молоком, – это помогает. А еще, чтобы волосы выросли густыми, истолки в вине жженую скорлупу грецкого ореха и мажь этим. И еще, чтобы волосы не выпадали, золу от льняного семени смешай с маслом и мажь этим голову».
     Весьма экзотичны бальзамы для волос, рекомендованные в «Книге Секста Плацита». «Если заячий желудок приготовить в миртовом масле на сковороде и намазать этим больные [редеющие] волосы, они становятся крепкими и начинают расти»3. «Медвежье сало, смешанное с ладаном и многолетним вином, укрепляет редеющие волосы и помогает им расти»4. «Чтобы волосы на голове не редели. Сожженную печень лошака надо смешать с миртовым маслом и нанести на голову, от чего волосы перестанут выпадать и будут расти»5. «Частички козьих рогов, смешанные с миртовым маслом, укрепляют редеющие волосы и способствуют их росту»6.
     В наиболее известном травнике Средневековья – «Гербарии Апулея» (IV век) – дается всего несколько рецептов для волос: «Венерин волос [адиант], перетертый с маслом, окрашивает волосы»7. Кукушкин лен «полезен для ухода за женскими волосами»8. Молочай, «если намазать его на редеющие волосы и подержать на солнце, укрепляет их и делает золотистыми»9.
     Таким образом, интересовавшие авторов рецепты были направлены, по большей части, на решение мужских проблем. В то же время в трудах, которые были у медиков под рукой наряду с «Тротулой», мы обнаруживаем средства для депиляции – в «Книге Секста Плацита» рекомендовалось молоко собаки: «Если собачьим молоком намазать место, откуда только что были удалены волосы, то они не вырастут там снова»10. Рецепт мог и усложняться: «Против волос. Молоко собаки, козьи слезки и молоко молочая, если смешать их, не дают расти удаленным волосам, если сразу намазать нужное место. Это помогает, чтобы не рос детский пушок»11. Таким образом, собачье молоко могло по воле переписчика (именно на совести монахов, копировавших книги, поправки и изменения подобного рода) как способствовать росту волос, так и предотвращать их появление. Опять же, превентивная депиляция актуальна по отношению к мужскому телу: «Если помазать грудную клетку безбородого юнца конской пеной, у него там не станут расти волосы»12.
     Примечательно, что ни в трактате «Об украшении женщин», ни в медицинских сочинениях Средневековья мы не встречаем рецептов по уходу за ногтями. Приводимые Фомой из Кантимпрэ средства помогают отслоить поврежденный ноготь, не более: «Чтобы вылечить загнившие ногти, натри сухой репешок и посыпь им ногти, боль тут же пройдет и ноготь отрастет. Также если наложить, "рупторий" [едкое лекарственное средство, которое готовят из щелочи] на корень ногтя, а на следующий день намочить нить в слюне, так чтобы она была влажной, обвалять в порошке реальгара и обвязать вокруг ногтя. Ноготь прокалывают и окропляют порошком, разведенным в уксусе, от чего ноготь обновляется за пять дней. Затем топят на огне старый сыр и наносят на ноготь, от чего отрастает новый и чистый. Если появляется вздутие, натирают пылью, [взятой] у городских ворот. Если ногти на руках и ногах начинают трескаться или гнить, разотри квасцы и соль, смешанные в равных долях, добавь уксус и нанеси на ногти. Также на раны на ногтях можно наносить жабник, растертый со старым жиром. А еще разотри в порошок сушеные настурцию и репешок и посыпь то место, где сошел ноготь, боль тут же пройдет, а ноготь отрастет заново».
     Для ухода за лицом в «Книге Секста Плацита» рекомендовались следующие средства.
     «Кровь зайца очищает лицо от веснушек»13.
     «Жир дикой козы, смешанный с водой, помогает, если намазать им обожженное солнцем лицо».
     «Если намазать лицо старым жиром дикой козы, то сойдут веснушки и исчезнут [родимые] пятна».
     «От веснушек. Яйцо опустить в уксус, так чтобы скорлупа растворилась, затем, вскрыв мембрану, выпустить наружу белок, добавить к нему в достаточном количестве муку мелкого помола и столько же зерен ладана, затем все это перетирается в вине, смешивается с медом, этим надо мазать лицо, а также использовать как очищающее средство для всего тела».
     «От намазанного на лицо бычьего жира проходят веснушки».
     «Красоту лицу можно придать, регулярно намазывая его бычьим навозом, размоченным в уксусе и растертым».
     «Для удаления [родимых] пятен с лица. Одна драхма козьего жира, мука волчьих бобов, четыре драхмы меда, намажь лицо, и они исчезнут».
     «Перетертая с медом слоновая кость прекрасно удаляет родимые пятна. Также если женщина ежедневно натирает лицо порошком из бивня, то от этого проходят ушибы».
     «Смешай яичный желток с четырьмя унциями молотых бобов – растолченное и высушенное на солнце снадобье уменьшает родинки у женщин».
     «Если молоко ослицы смешать с бобовым молочком, то этот состав удаляет все родинки с тела и придает коже белизну, если использовать его в качестве лосьона».
     «Гербарий Апулея» советовал: «Если корень священного клубня смешать с люпиновым молочком, то женщина, умывшая этим средством лицо, сразу избавится от веснушек»14. Это единственный рецепт по уходу за лицом, который встречается в травнике.
     «От трещин на губах. Если наложить в качестве припарки мягкое сало дикой козы, гусиный жир, олений костный мозг, лук с камедью и негашеную известь, это поможет».
     Фома: «От трещин на губах надо взять и смешать в равных долях козье сало, гусиный жир и конскую пену; если не помогает, то сначала натри зеленой айвой и затем наноси мазь».

Николай Горелов



Об украшении женщин


   Средневековая ванна

242. Чтобы женщина была привлекательной, а [кожа ее] гладкой и волосы росли только на голове, прежде всего надлежит ей сходить в купальню, а если она к этому непривычна, то пусть устроит парную15 следующим образом. Нужно взять кирпичи и горячие камни и поместить в баню, где будет сидеть женщина. Можно еще горячие кирпичи и камни поместить
либо в парную, либо в отверстие, сделанное в земле16. А теперь сверху надо лить горячую воду, чтобы поднимался пар, который будет окутывать сидящую женщину, обернутую в простыни, – чтоб пропотела. И когда она попотеет хорошенько, пусть окунется в горячую воду и омоет себя как следует. После этого ей надлежит покинуть купальню и тщательно вытереться льняным полотном.

                                                                                                                                     Парная. Конец XII века

245. Мазь, с помощью которой знатные женщины удаляют волосы, избавляются от пятен и делают кожу нежнее. Возьми сок листьев бешеного огурца и миндальное молоко, поместив в сосуд, добавь, слегка помешивая, негашеную известь и аурипигмент, а затем растолченный гальбанум, отстаивавшийся вместе с небольшим количеством вина на протяжении одного дня и одной ночи, – и вари это все вместе. Когда сварится, отдели гальбанум и добавь немного масла или вина, а также ртути. Готовый отвар надо снять с огня и добавить туда порошок из следующих трав: возьми в равных долях мастику, ладан, корицу, мускатный орех и гвоздику. Эта мазь приятно пахнет и постепенно делает кожу мягкой. Подобной мазью для удаления волос пользуются знатные дамы Салерно17.

О разнообразных средствах для волос

247. Чтобы, покинув купальню, сделать волосы краше, надо сперва промыть их таким средством. Берут пепел виноградной лозы, пучки ячменной соломы, лакричное дерево (чтобы лучше сияли) и дикий цикламен. Солому и дикий цикламен кипятят в воде. Затем наполняют соломой, пеплом и цикламеном горшок, в основании которого проделаны два-три маленьких отверстия. Воду, в которой варили солому и цикламен, наливают сверху в горшок и собирают то, что вытекло из отверстий. Этим средством женщины омывают свою голову и дают волосам высохнуть, от чего волосы становятся сияющими и золотистыми.

249. Благородные дамы носят в волосах мускус или гвоздику, иногда и то и другое, однако скрывают это, чтобы никто не заметил. Они также кладут гвоздику, мускус, мускатный орех и прочие благовония в платок (накидку), который повязывают на голову.

250. Если женщина хочет, чтобы у нее были длинные черные волосы, пусть возьмет зеленую ящерицу, отделит хвост и голову и сварит ее в обычном масле. Этим маслом мажут голову, оно делает волосы длинными и черными.

253. Если хочешь, чтобы волосы были мягкими, нежными и легкими, почаще мой их холодной водой с порошком натра и вики.

254. Чтобы волосы стали золотистыми. Возьми скорлупу грецкого ореха и кору этого дерева, отвари в воде, дай ей настояться на квасцах и чернильных орешках, и этой смесью можешь на протяжении двух дней окрашивать голову18, которую предварительно следует вымыть. Сверху надо наложить лен, а затем обвязать все бинтами. После этого расчеши волосы, чтобы снять с них все лишнее. Затем нанеси краску, которая делается из шафрана, драконовой крови, хны, по большей части смешанной с отваром бразильского дерева, следует ходить так на протяжении трех дней, на четвертый день – омыться холодной водой, и этот цвет сохраняется хорошо.

267. Чтобы волосы вились. Перетри корень яловой бузины с маслом, намажь этим голову и обвяжи ее сверху листьями.

О том, как женщины делают лица краше

272. Сделав красивыми волосы, следует приняться за лицо, ибо если лицо должным образом украшено, то даже уродливая женщина становится привлекательной. Женщина украшает себя следующим образом: сначала хорошенько моет лицо горячей водой с французским мылом, ополаскивает себя в купальне водой, в которой были замочены отруби, затем вытирает лицо и наносит на него масло из винного камня.

281. Мазь, которой можно мазать лицо постоянно. Взять горный хрусталь, лак, эглантерию, борат, трагакантовую камедь, камфару и немного белил. Истолочь это в порошок с миндалем и соединить с куриным жиром.

283. Если лицо стало шершавым от солнца или ветра или если требуется выбелить и очистить [кожу], оленье сало варят в воде, затем сливают его в другую воду, а сцедив, подолгу разминают руками и добавляют к этому порошок из горного хрусталя и лака.

284. Чтобы выбелить лицо, надо поместить яйцо в крепкий уксус и оставить до тех пор, покуда скорлупа станет не толще мешочка, затем смешать с белой горчицей и четырьмя унциями имбиря и перетереть все вместе. Лицо следует мазать почаще.

286. Чтобы кожа на лице стала нежнее. Натри горлец и алтей или получше истолки переступень, затем смешай с белым медом, кипяти на протяжении двух часов, в самом конце добавь порошок из камфары, бората, каменной соли, подолгу мешая лопаточкой, и сохрани для использования в дальнейшем. Трижды в неделю мой лицо теплой водой с отрубями, а по воскресеньям наноси эту мазь. Возьми камфару, корень лилии, отваренный в воде, и свежий свиной жир. Смешай это все с розовой водой и используй.

От трещин на губах

297. Трещины на губах проходят, если помазать их розовым маслом или льняным семенем, отваренным в очищенном цикламене, их также можно мазать истолченным семенем камнеломки с соком золототысячника или круглого кирказона.

298. От этого помогает и сок полыни.

Об отбеливании зубов

302. Зубы отбеливаются так. Возьми жженый белый мрамор и пепел финиковых косточек, белый натр, красный кирпич, соль, пемзу. Из всего этого сделай порошок, оберни его влажной шерстью, а затем тонкой льняной тканью. Натирай зубы изнутри и снаружи.

303. Также, чтобы очистить зубы и сделать их белее. После обеда женщина должна поласкать рот самым лучшим вином, затем насухо вытереть его новой белой тканью. Наконец, пусть ежедневно жует фенхель, зорю или петрушку, и это на пользу, потому что появляется приятный запах, хорошо очищаются десны и зубы становятся белоснежными.




1. Овидий. Притирания для лица / Пер. С. Ошерова // Овидий. Скорбные элегии; Письма с Понта / Изд. подгот. М. Гаспаров, С. Ошеров. М., 1982. С. 184-186.
2. Liber Medicinae Sexti Placiu Papyriensis ex animalibus, pecoribus et bestiis vel avibus / Ed. Ernestus Howald, Henricus E. Sigerist // Corpus Medico-rum Launorum. Vol. IV. Leipzig: Teubner, 1927. P. 264.
3. Ibid. Р. 243.
4. Ibid. Р. 270.
5. Ibid. Р. 272.
6. Ibid. Р. 250.
7. Pseudo-Apulei Platonici Herbarius / Ed. Ernestus Howald, Henricus E. Sigerist // Corpus Medicorum Launorum. Vol. IV. Leipzig: Teubner, 1927. P. 97.
8. Ibid. P. 102.
9. Ibid. Р. 193.
10. Uber Medicinae Sexu Placiti... P. 263.
11. Ibid. P. 264.
12. Ibid. P. 272.
13. Ibid. Р. 245.
14. Pseudo-Apulei Platonici... P. 60.
15. В ранних версиях говорится – «как это заведено у женщин по ту сторону Альп, ибо у них нет купален».
16. Изначально текст был следующим: «...в сосуд, где давят виноград, либо в покрытое стеклом углубление».
17. В ранних версиях трактата речь шла о знатных сарацинских женщинах.
18. В ранних версиях отмечается, что этим способом можно окрашивать и брови.