Головные уборы, которые изменили мир (берет, шляпа, фуражка, бейсболка)

Андерсон Роберт


АКУБРА

    1912

    Что может ассоциироваться с Австралией ярче, чем акубра? На снимках – скотоводы в классических деревенских шляпах.


     С чем ассоциируется Австралия? С дризабонами, бумерангами и веджимайтом. А главное, с акуброй, символом австралийского континента, шляпой, к которой жители относятся в равной степени с любовью и смущением. Шляпа прославилась после выхода на экраны фильма о народном герое Данди по прозвищу Крокодил и обросла таким количеством стереотипов, что ее стало практически невозможно носить за пределами сельской местности.
     Однако история у этого высококачественного головного убора на кроличьей шерсти не беднее, чем у американской ковбойской шляпы (стетсона), с которой он тесно связан (отчасти потому, что у компании Akubra имеется лицензия на изготовление стетсонов в Австралии). Предшественница акубры – шляпа из мягкого фетра с широкими опущенными полями, без которой невозможно представить скотоводов и сезонных рабочих XIX века. Таким образом, акубра неразрывно связана с важнейшим периодом в австралийской истории – первыми днями становления государственности.
     Название «акубра» впервые использовала сиднейская компания в 1912 году (сначала она располагалась в Тасмании). Она выпускала различные варианты шляпы с 1870-х годов. Эта семейная компания за все время своего существования уже не раз доказала, что знает, как умело использовать мифическую историю акубры. Подтверждением тому служат договора с такими знаменитостями, как игрок в гольф Грог Норман (соглашение с ним подписали в 1986 году), и сотрудничество с организаторами спортивных соревнований, например Олимпийских игр.


БЕРЕТ ЧЕ ГЕВАРЫ


    
    1960

    Альберто Корда сделал, возможно, одну из самых знаковых фотографий в мире. На ней изображен Че Гевара, чей берет ассоциируется с духом революции и подлинного героизма.


     Знаменитая фотография латиноамериканского революционера Че Гевары «Героический партизан», сделанная Альберто Кордой, считается наиболее ярким символом постмодернизма. Она облетела весь мир. Фотографию перепечатывали, а также помешали буквально повсюду, начиная с футболок и заканчивая кухонными полотенцами. Изображение Че Гевары даже наносили в качестве татуировки. Оно стало всемирным символом идеализма и бунтарства молодежи. Конечно, главным образом снимок производил впечатление благодаря лицу Че Гевары, бесстрастному, красивому, чем-то похожему на лик Иисуса Христа, но определенную роль сыграл и черный шерстяной берет. Строгий головной убор с крохотной красной звездочкой, из-под которого расплескались непослушные растрепанные волосы, сам по себе стал символизировать дух легендарного команданте.
     Однако берет ассоциируется с левыми не только благодаря Че Геваре. Этот «подозрительный» головной убор носили представители интеллектуальных кругов левого берега, такие, например, как Жан-Поль Сартр. Однако берет никогда не был типичной французской шляпой.
     Хотя появился он во Франции, но на самых отдаленных ее приграничных территориях: у подножия Пиренеев, где баскские крестьяне носили специальные шапочки, чтобы защититься от дождей, которые так часто бывают в горных районах.
     В наши дни берет ассоциируется не только с Че Геварой, но и с военными. Первыми его стали носить французские горные стрелки, а затем он превратился в головной убор солдат во всем мире. Голубые береты носят, например, миротворцы ООН, зеленые – служащие войск специального назначения армии США, и так далее.


МОТОЦИКЛЕТНАЯ ФУРАЖКА МАРЛОНА БРАНДО

    1954

    Сегодня мотоциклетная фуражка, в которой Марлон Брандо ходил в фильме «Дикарь», может показаться слишком мягкой и едва ли не женственной. Но в то время она считалась настоящим символом мужества и мужской красоты. От нее буквально веяло энергией «рукастых парней», которая чувствовалась во всем, начиная с тульи из верблюжьей шерсти и заканчивая черным кожаным козырьком. Конечно, не последнюю роль в создании образа играл и мотоцикл.


     В подшитых джинсах Levi’s 501, белой футболке, кожаной куртке и фуражке из клиньев Марлон Брандо в роли главаря мотоциклистов Джонни Страблера потряс всю консервативную Америку. Фильм 1953 года «Дикарь» (The Wild One) сыграл на любви СМИ к гипертрофированной подаче связанных с бандами «бунтарей-байкеров» скандалов, самый яркий пример которых – беспорядки в Холлистере во время мотогонок в 1947 году. Перед зрителями предстают бушующая, мятежная молодежь и физически привлекательные мужчины, одетые в небрежном, но эффектном деклассированном стиле.
     В то время такую объемную фуражку с тульей из верблюжьей шерсти и кожаным козырьком часто носили мотоциклисты Ее прародительница – шляпа, в которой ходили рабочие в XIX и начале XX века. Фуражка была нужна не для безопасности, а для того, чтобы подчеркнуть мужественность, свойственную людям, занимавшимся физическим трудом, ведь, в конце концов, мотоциклист представлял собой полную противоположность другому популярному в то время образу, жителю пригорода в мягкой фетровой шляпе, как будто сошедшему со страниц романа Слоуна Уилсона «Человек о сером фланелевом костюме» (The Man in the Grey Flannel). Образ, созданный Брандо, также сыграл определенную роль в том, что одеваться в кожу с головы до ног полюбили сначала байкеры, а затем и гомосексуалисты, при этом на смену веселой фуражке вскоре пришла фетишистская, полностью кожаная кепка.
     В фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull, 2008) молодой мотоциклист носит головной убор, похожий на тот, в котором ходил герой Марлона Брандо.


БЕЙСБОЛКА

    1954

    Кепка-бейсболка представляет собой самый демократический вид головных уборов. С бейсбольного поля она перекочевала в народ и полюбилась даже звездам, таким как, например, миссис Бекхэм (на фото).


     В мире головных уборов королевой, безусловно, является бейсболка. Ее носят независимо от возраста и пола, спортсмены и лентяи, политики и звезды, настоящие модники и тот, кто не имеет о моде абсолютно никакого представления, бейсболка прямо-таки возведена на пьедестал, и рядом с ней могут разместиться разве что такие вездесущие атрибуты американской культуры, как бигмак и кока-кола.
     Популярность бейсболки объясняется, конечно, ее простотой и практичностью. Собственно, ее придумали для занятий спортом. Свою нынешнюю форму она обрела в 1954 году, когда ее официально приняла Главная лига бейсбола. Этот головной убор легкий, удобный и дешевый. Жесткий козырек защищает глаза от солнца, а благодаря регулируемой застежке можно поменять размер. Чего еще желать?
     Бейсболка выглядит не слишком выразительно, однако без нее не обходятся любители городских уличных стилей: поклонники американского хип-хопа или британские «чавы». А некоторые любители вроде Виктории Бекхэм даже не против сфотографироваться в бейсболке. Хотя, возможно, и не всерьез.

Из книги: Андерсон Роберт. 50 шляп, которые изменили мир. Изд-во: КоЛибри, 2014. С. 32, 50–54.