Телесный код в субкультуре (Из книги «Система: тексты и традиции субкультуры»)

Щепанская Т. Б.

     Тело: его облик, жесты и телесные практики – также вовлекаются в круг Системной символики. Названия многих молодежных течений указывают именно на телесные черты: волосатые (хиппи и примыкающие к ним обладатели длинных волос), бритоголовые (в Системе 1980-х еще не очень известные, а сейчас достаточно активные скинхэды), качки (обладатели гипертрофированных, накачанных с помощью тренажеров мышц).
     Как в рассматриваемый период (конец 1980-х), так и ныне в молодежной среде отчетливо выделяются два направления телесной культуры: гипермаскулинное и «унисекс» (культивирование символической бесполости).
     Замечу, что регулированию подвергается в большей степени мужская телесность. Гипермаскулинный облик характерен короткой стрижкой, накачанными мышцами, грубыми и резкими манерами, демонстрацией агрессивности, в том числе сексуальной. Сейчас этот комплекс культивируют футбольные фанаты, скинхэды, некоторые металлисты и пост-панковские течения. Многие из этих направлений, так или иначе соотносятся с панком. Характерно, что многие фанаты и скинхэды говорят, что в юности панковали.
     Стиль «унисекс», даже некоторая утрированная феминность, характеризует постхиповые тусовки ролевиков, индеанистов, собственно хиппи. Облик мужчин и женщин трудноразличим, у тех и других часто длинные волосы, тело скрыто под складками бесформенной мешковатой одежды, мало разнятся и нормы сексуального поведения, нет ярко выраженной установки на мужскую агрессивность – она допустима только в рамках условных миров игр (ролевики) или исторических реконструкций (индеанисты и другие историко-этнические сообщества).
     Рассмотрим части, свойства и состояния тела, маркированные в Системе и включенные тем самым в ее знаковый мир. Можно указать два главных способа маркирования тела: вербальный (фиксация определенных деталей телесного облика в сленге) и идеографический (татуировка, пирсинг, скарификация, росписи по телу). Таким образом культура указывает наиболее значимые для нее аспекты телесности. Обратим на них внимание.
     Голова. Голова и вся сфера психического обозначается на сленге крышей и фигурирует главным образом в рамках мифологии безумия (крышеедства, крышесъезда): постоянно едет или съезжает, что означает пребывание в измененном психическом состоянии.
     Во внешнем оформлении головы первостепенное значение имеют волосы – хайр, во многих случаях именно прическа становится наиболее однозначным групповым признаком. Длинные волосы у мужчин и женщин – признак хип-культуры и всех примыкающих к ней тусовок. В 1980-х гг. этот признак был едва ли не группообразующим, во всяком случае именно он определял самоназвание: последователи хип-культурного образа жизни называли себя чаще не хиппи, а волосатые или хайрастые, а в порядке самоиронии – хайранутые (что подразумевало и характерное смещение психики). Волосатый – выражение не только групповой принадлежности, но и групповой оценки, синоним слова хиповый. Так, например, волосатый музон, волосатый флэт, волосатые джинсы – одновременно и хиповые, и положительно оцениваемые соответственно, музыка, квартира или штаны. Волосато означает одобрение (ср.: хипово – в том же значении). Идентичность описывается в терминах прически: охайреть (отрастить волосы) означает «стать хиппи», обхайратъся (подстричься) – соответственно «перестать тусоваться». То же значение придавали длинным волосам и неприятели: любера ловили хипов на дискотеках и выстригали им волосы; эту операцию проделывали и при задержании хиппи в милиции. Длинные волосы в хип-культурной среде – знак статуса («Чем длиннее хайр, тем круче») или продолжительности пребывания на тусовке. Расставание с хайром весьма травматично: в изобразительном искусстве хиппи весьма популярен мотив «кровоточащих волос» при насильственной стрижке.

     У классических панков опознавательным знаком служат выбритые виски и гребень-ирокез посреди головы, выкрашенный в экзотический (красный, желтый, зеленый) цвет; современные впрочем, чаще просто бреют виски. Можно упомянуть обычай окрашивать в яркие цвета коротко стриженные волосы на рэйв-дискотеках. Бритая голова – отличительный признак скинхэдов, с чем связано и их самоназвание (англ. skinheads – «кожаные головы»). На выбритой коже головы они иногда татуируют изображение свастики или черепа. Коротко стриглись и любера, а также представители ряда экстремистских молодежных группировок в настоящее время. Главным различительным признаком становится длина волос. Стриженые, а то и бритые волосы символически связаны с маскулинностью, идеологией и практикой активизма (вплоть до экстремизма), – длинные волосы, наоборот, с фемининной «мягкостью и слабостью», идеологией уступок, философской терпимости и плюрализма.
     В хип-культуре символика и даже мифология волос разработана наиболее подробно. Волосы, растущие естественно, «без ножниц», в данной мифологии – символ свободы («стригли только рабов»), природы, естественности, важнейших хип-культурных ценностей. Впрочем, бритые головы в культуре пост-панка объясняются как «отказ», символ освобождения от гнета господствующих ценностей, а у молодых экстремистов – знак готовности к борьбе с существующим порядком вещей (национал-большевики, например, говорят, что коротко стриженному удобнее драться). В хип-культуре существуют поверья о волосах как «энергетическом куполе, по которому враждебная энергия стекает в землю», защищающем таким образом своего обладателя от разнообразных бед.
     Последнее не так далеко от истины: длинные волосы в Системе, действуя как опознавательный знак, облегчают вписку в чужом городе, а на трассе – стоп: водители не боятся подсаживать в машины хиппи, зная их как интересных собеседников и убежденных пацифистов.
     Лицо – фэйс (от англ. face – «лицо»), в агрессивной постпанковской среде фигурирует лишь в составе глагола отфэйсоватъ и соответствующих насильственных практик, а у последователей хиппи – едва просматривается в дебрях волос: «Казалось, весь я состою из волос – рваных лохмотьев, обвисающих на реях, падающих на глаза, и среди этого волосяного клубка лицо – лишь крохотная точка "я" над отплевывающимися губами... Средний» (Сорока. 19.05.1997). Время от времени вновь появляется мода на такие способы маркирования лица, как татуировка (на щеках и губах) или пирсинг (в нос, губы, веки продевают металлические украшения).
     Некоторое опознавательное значение в Системе имеет выражение лица – взгляд и улыбка. Сленг фиксирует внимание на глазах: айсы, айзы (от англ. eyes – «глаза»), служащие в определенных ситуациях средством идентификации «своих». Объясняя, как найти ночлег на трассе, один Системный пипл говорил, что опознавательным знаком служит именно взгляд: «Вначале в глаза смотрю, а затем уже на все эти феньки... Узнаем – по улыбке..» (СПб, 1987). Взгляд, выражение глаз становится объектом культурной регуляции. Хип-культурный стереотип фиксирован, например, в граффити Ротонды: «Есть глаза у него – в них волшебная сказка...», «И стареющий юноша в поисках кайфа лелеет в глазах своих вечный вопрос», «Взгляд, уводящий в свою реальность» и т. д. (Ротонда, 1987-1988). В сообществах «стриженых» (от панков до скинхэдов) популярны, напротив, устрашающие гримасы с демонстрацией зубов и угрожающего выражения лица. В целом лицо воспринимается как знак – маска: «И мы смеемся всем назло и не снимаем масок с лиц...» (Ротонда, 1987).

Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004. С. 76-79.