Атрибуты профессии: «достройка» тела

Щепанская Т. Б.

     Рассматривая символические репрезентации профессии, нельзя пройти мимо ее атрибутики: от техники, инструментария, рабочей одежды и снаряжения до обстановки рабочего места. Эти вещи всегда или в отдельных ситуациях могут использоваться как вещественные символы профессии и проекции идентичности – знаки принадлежности к сообществу, обладания профессиональным знанием и авторитетом. Такую роль способны выполнять вещи, представляющие как объект профессиональной деятельности, так и ее техническое оснащение (инструментарий).
     Атрибуты профессии: инструменты, экипировка – символически «достраивают» тело, сообщая ему новые свойства и способности. Инструменты, снаряжение, униформа выражают идентичность профессионала как знаки принадлежности к профессии. «Белый халат», «зеленые фуражки» – такой атрибут обозначает в целом образ профессионала. Тело преображается в пространстве профессии: входя на отделение, врач надевает белый халат; стюардесса появляется на рабочем месте в форме, волосы ее согласно инструкции спрятаны под форменную шапочку, на лице ее немного косметики – макияж, прическа, длина форменной юбки и другие детали ее внешности регламентированы. При этом появление в форменной одежде в городе инструкцией запрещено. Профессиональные атрибуты (мундир, спецовка, белый халат) – связующее звено между телом профессионала и пространством профессии. Символика вещественных атрибутов профессии играет важную роль в конструировании профессиональной идентичности.
     Получение атрибута (или права им пользоваться) – важный элемент ритуалов посвящения в профессию: зримый символ преобразования, происходящего с посвящаемым. В фольклоре студентов медицинских вузов такую роль играет белый халат. В некоторых медицинских вузах посвящение в студенты включает «клятву первокурсника» и получение белой шапочки. В. Монич цитирует высказывания студентов-медиков о том, что белый халат – знак принадлежности к медицинскому сообществу, знак особого предназначения и авторитета, потому что «в их руках порою жизнь людей». Белый халат – символ знания, которое в глазах будущих медиков дает им преимущество по сравнению со студентами гуманитарных и технических направлений: «Они учатся пять лет – и мы те же пять лет, но в наших руках знание... (гуманитарии) тоже учатся пять лет, но ничего не смогут сделать, если у них на руках будет умирать человек» [ПМ: В. Монич, СПб., 2000 г.]. Получение атрибута дает доступ в пространство профессии, закрытое для непосвященных. Так, В. Монич долгое время не могла добиться, чтобы ей разрешили присутствовать во время ночного дежурства ее информантов – студентов-старшекурсников. Через некоторое время студенты подарили ей белый халат – «и после этого сразу же пригласили на ночное дежурство» [ПМ: В. Монич, СПб., 2000 г.]. Для посетителей больничных учреждений белый халат (обычно полученный на время в больнице или взятый у знакомых) играет роль временного пропуска, условия доступа в палаты к находящимся на излечении близким. Обладание своим собственным халатом – «пропуск» постоянный, и не только в «свою» палату. Описывая «процедуру дарения белого халата», В. Монич отмечает, что она происходила в торжественной обстановке: При этом меня просили беречь его и никогда не забывать, что я теперь тоже немножко врач»*.<…>
     Атрибутика профессии фигурирует и в обрядах посвящения летчиков, подводников, представителей других профессий. Везде обыгрывается идентификация посвящаемого с символами профессии (в данном случае – предметными), однако не только через приобретение их, но и через другие способы «знакомства». Во многих «мужских» по своей символике профессиях, особенно военных, такую роль играет битье. Так, на подводных лодках ВМФ РФ машинисты-турбинисты, проходя посвящение в подводники, должны поцеловать кувалду, которая свободно подвешена и раскачивается от движения судна. «Если не достанется по зубам, то измажешься точно», – передают свои впечатления прошедшие этот ритуал**. У военных летчиков посвящением считается первый самостоятельный полет. После приземления пилота подхватывают на руки и трижды ударяют «пятой точкой» о шасси самолета***. <…>
     Обрядовые действия этого типа подчеркивают тесное соприкосновение атрибута профессии с телом, соприкосновение это должно быть чувствительно для посвящаемого. Этот момент вписывается в концепцию обретения атрибута (или получения права им манипулировать) как символического преобразования тела: оно становится другим, приобретает новые – соответствующие профессии – свойства.
     Получение атрибута профессии, как и обыгрывание «идентификации» с ним как символом профессии (битье, поцелуй и т.д.) в посвятительных ритуалах должны обозначать приобщение к кругу профессионалов как «воображаемому сообществу». Такое сообщество осознается через общий символ – соответственно, принадлежность к нему выражается через приобщение к общему символу.


*Монич В. Профессиональная медицинская субкультура (на примере студентов медицинского университета): Курсовая работа. Научный руководитель Т. Б. Щепанская. СПб., 2001.
** Ленкевич А. "Если Лица не столица, то Париж не Заграница"//Ежедневная электронная газета "Курьер Online".
*** Андреева Н. Легко ли быть лейтенантом в России // Саратовские вести. 2000. № 38. 30 сент; Малаховский Л. Посвящение в асы по-русски // Россiя. 2001. 27 авг.

Щепанская Т. Б. Сравнительная этнография профессий: повседневные практики и культурные коды (Россия, конец XX–начало XXI в.). СПб.: Наука, 2010. С. 148-151.