Внешняя красота и карьера актера в Голливуде

Е. Н. Карцева

     Требование непременной внешней красивости часто приводит к тому, что на вершину голливудского Олимпа взбираются люди, лишенные таланта, а многие высокоодаренные актеры, не обладающие выигрышными внешними данными, вынуждены оставаться в тени.

   Рудольфо Валентино

     Достаточно вспомнить, например, что первое место в десятке наиболее популярных и доходных кинозвезд 1925 года занял Рудольфо Валентино – живой манекен с заученными жестами и улыбками. В своих фильмах он заведомо предпочитал не играть, так как находил, что всякая мимика только портит его лицо, красивое именно своей статичной неподвижностью. То же самое можно сказать и о многих других американских «звездах».
     А когда в 1928 году после окончания драматической школы на пробу в Голливуд пришла двадцатилетняя девушка Рут Элизабет Дэвис, не отличавшаяся внешней привлекательностью, ей тотчас же отказали. «Откуда только берутся такие?» – сказал знаменитый продюсер Сэмюель Голдвин. Тринадцать лет спустя, после просмотра «Лисичек», Голдвин публично извинился перед завоевавшей к тому времени мировую известность актрисой Бэтт Дэвис. Хорошо, что у молоденькой Элизабет хватило воли доказать свое право быть киноактрисой, перешагнуть через основную заповедь «системы звезд» – требование обязательной внешней привлекательности. В Голливуде это удается весьма немногим.

                                                                                                                         Бетси Блер

     Советские зрители хорошо помнят американскую актрису Бетси Блер, знакомую им по «Марти» и «Главной улице». Эта внешне не очень заметная женщина пленила всех тонкостью и глубиной, проникновенным лиризмом своей игры. Талантливая, но «нестандартная» актриса вот уже в течение четырнадцати лет не может найти себе применения в Голливуде. Штампованные, заурядные сценарии американских картин не дают ей возможности раскрыть свое дарование, и она вынуждена сниматься у «независимых» американских продюсеров или у европейских режиссеров.
     Стремление к внешней красивости часто приводит к абсурдным ситуациям. В какую бы невероятную передрягу ни попадала героиня, она должна всегда выглядеть так, как будто только что сошла с обложки журнала мод. С этим нелепым положением, лишающим достоверности и игру актера и сам фильм, ведут неустанную борьбу лучшие мастера американского кино. Та же Бэтт Дэвис уже в самом начале своей карьеры, в 1934 году, во время съемок фильма «Пограничный городок», сломила сопротивление продюсера и добилась разрешения появиться на экране в папильотках. Именно так, по ее убеждению, должна была выглядеть женщина, разбуженная ночью. Если этого требовала роль, Бэтт Дэвис не боялась быть некрасивой или даже жалкой. В 1955 году, играя английскую королеву Елизавету в картине «Королева-девственница», она решилась показаться на экране – о ужас! – с наголо обритой головой!

    Бэтт Дэвис

     Такое может позволить себе только настоящая актриса. Внешняя красивость голливудских «звезд» часто маскирует отсутствие подлинного актерского дарования. Обладая хорошими внешними данными, рядовая голливудская «звезда» получает лишь самый необходимый минимум профессиональных знаний. Ее учат держаться перед аппаратом, двигаться, говорить, естественно выполнять все те действия, которые имеют место в обыденной жизни. Отработанность техники движений, жестов, большая спортивная тренированность – отличительная особенность американских актеров. Для стандартных мелодраматических пустяков, составляющих основу массовой продукции Голливуда, этого вполне достаточно. Актер зачастую из роли в роль играет самого себя. Многие из них даже не прибегают к помощи грима.
     Зато в тех случаях, когда требуется незаурядное актерское мастерство, большинство «звезд» пасует. Для того чтобы уберечь их от провала, разработана другая теория этой системы – теория амплуа, в основе которой лежит уже упоминавшееся нами «производство по образцам» – копирование удачно сыгранных ролей. В кинематографе ни одной другой страны железное деление на амплуа не получило столь широкого распространения, как в США.
     «Самое страшное, – говорил в свое время К. С. Станиславский, – это, когда актер, да еще с хорошей внешностью, приходит в театр и думает, что он – «любовник». Ничего пошлее таких соображений быть не может. Все артисты должны быть характерными. Иных и быть не может...»*.

*Е. Иванова, Б. Н. Ливанов, М., «Искусство», 1955, стр. 10.

Е. Н. Карцева «Сделано в Голливуде», М.: Искусство, 1964. Стр. 184–187.