Движения актера, костюм и грим в пекинской опере (из книги «Пекинская опера»)

Чэнбэй С.

     В пекинской опере танцы и пение удачно сочетаются с «виртуальностью». «Виртуальность» – это подражание актером имеющимся в жизни различным движениям и превращение их в сценичное выступление с наибольшей красотой. Например, на сцене нет двери и окна, но актер в воздухе совершает движения, выражающие открытие или закрытие двери и окна, будто перед ним находятся настоящие двери и окна. Таких условных сценических движений очень много, например, оседлать коня или спешиться, подняться на верхний этаж или спуститься вниз, сесть в лодку или выйти из нее. Все движения на сцене пекинской оперы сопровождаются танцем и пением, здесь необходимы ритм и красота. В таких условиях приходится превышать роль исполнения некоторых движений и упрощать другие, которые разумно входят в одни ритм, в результате сформировались свои условности постановки спектаклей пекинской оперы, которые наследуются актерами из поколения в поколение и с которыми знакомятся зрители.
     Условности при постановке спектаклей пекинской оперы сложились ни сегодня, и ни вчера, а благодаря многолетней практике. Их передают учителя ученикам на словах я личным примером из поколения в поколение. Критерии в этом плане достаточно строги, конечно, допустим и творческий прорыв.
     По мере постепенного созревания пекинской оперы сложилась строгая условность изготовления театральных костюмов, что находит отражение в их классификации, рисунках и цвете. Несмотря на то, что в разные династии китайцы одевались по-разному, костюмы актеров пекинской оперы практически не претерпевали изменений. Это тесно связано с условиями и чертами представлений пекинской оперы в первые годы после ее создания. На заре этого искусства актеры много гастролировали по югу и северу, они присоединялись к различным театральным труппам и выступали с другими актерами в условном стиле, без предварительной репетиции. К тому же в народе не было возможности изготовлять различные костюмы для разных спектаклей, поэтому актеры, исполнявшие одинаковые амплуа, могли выступить на сцене в одинаковых или сходных костюмах. Пекинская опера не стремится к реалистическому описанию жизни. На сцене сюжет не имеет ясно выраженных временных рамок и конкретного фона, поэтому не было необходимости стремиться к изготовлению театральных костюмов по подлинным образцам конкретной эпохи. Все актеры выбирают себе театральные костюмы по амплуа и положению, характеру и образу персонажа. В театральных труппах действует правило: «Лучше одеть изношенный костюм, чем попасть в неподходящий». Когда актер научился одному спектаклю, он одновременно запомнил и костюм, который должен надеть при игре. Об этом хорошо знают и костюмеры. Выход актера на сцену в неправильном театральном костюме противоречит сюжету спектакля и неприемлемо для зрительского восприятия.
     Театральные костюмы пекинской оперы окончательно сложились в династию Цинн, но они изготовлялись на основе одежды династии Мин (1368-1644 гг.) с элементами одежды других династий в соответствии со сценической практикой. Театральные костюмы пекинской оперы – это композитная красота. Следует заметить, что для спектаклей, история которых происходит в династию Цинн, существует специальный костюм.
     Костюм пекинской оперы, в основном, разделен на 5 групп: парадный халат с вышитыми драконами (для императора, князя, командного состава, императрицы, других жен императора, благородной дамы и женщины-генерала в официальном случае), панцирь (для военнослужащих), сюе (с широкими воротником, полой и рукавами; это самый популярный костюм в пекинской опере, он подходит всем персонажам), плащ (с широкими воротником, рукавами и двумя полами, с прорезами по двум сторонам; он подходит и мужским и женским амплуа.), одежда (общее название остальных групп костюмов).

    Слева: актер с красным лицом исполняет роль Гуань Гуна без специального «панциря Гуань Юй» – свидетельство многообразия условных сценических приемов с использованием костюма. (Фото Чжан Чжаоцзи)

     Статус и общественное положение персонажей спектаклей пекинской оперы можно определить по костюмам актеров, для разных амплуа изготовлены разные театральные костюмы. Это помогает зрителям понимать спектакли и концентрировать внимание прежде всего на вокале. Например, актер в короне и парадном халате с вышитыми драконами обычно называется «шзн – старик в короне, который способен к пению». Актер в панцире и с оружием называется «шэн – старик в панцире, способный к борьбе и акробатике». Различие амплуа по костюмам актеров позволяет зрителям догадаться о каждой роли с первого взгляда и сконцентрировать внимании на исполнительском искусстве. Условные театральные костюмы пекинской оперы стали результатом развития нормативного представления и содействовали затем этому представлению.

     Справа: театральный костюм-панцирь без форменных флагов на спине называется – «мягким панцирем» (справа). Ван Яоцин (слева) и Ян Сяотин (справа) в спектакле «Фаньцзянгуань» – исполняли две роли дань соответственно в твердом и мягком панцирях. (Из архива музея Мэй Ланьфана)

     Грим – это еще одно требование представлений пекинской оперы. Гиперболизация цвета кожи и размеров органов чувств делает образы персонажей более яркими. Для изображения разных образов и характеров персонажей актеры пекинской оперы используют разные цвета и меняют детали при гримировке и украшении.
     Весьма специфичны тяньпяньцзы для роли дань и гримы для амплуа цзин и чоу. Тяньпяньцзы – разрисовать черной краской виски и наклеить цветы на грани лица и волос для изменения черт лица, что в большей степени соответствует эстетическому восприятию и сюжету спектакля. Длинный и черный тяньпяньцзы составляет яркий контраст с изяществом украшенного лица, благодаря чему актер выглядит очень красиво. Различные цвета для грима – древняя традиция китайских опер. Грим чаще рисуют на лицах актеров амплуа цзин и чоу. Актеры без грима и актеры в гриме одновременно выступают на одной сцене, они образуют контраст друг с другом, что отражает многообразие грима пекинской оперы.
     В процессе многовекового развития для каждого персонажа спектаклей пекинской оперы сформировался неизменный грим. Условность грима широко признана зрителями.

Чэнбэй С. Пекинская опера. Межконтинентальное издательство Китая, 2003 г. С. 120-123.