Корд, кирза и кринолин (история и технология производства тканей)

С. Николаев

     Что общего, казалось бы, между кордом и кирзой и тем более – между кирзой и кринолином? Понятие «корд» ассоциируется у нас с автомобильными покрышками, «кирза» – с солдатскими сапогами, а «кринолин» – с великосветским балом. Но общее между этими словами все же есть – каждое из них обозначает название ткани. Из корда и вправду изготовляют покрышки – автомобильные и авиационные, а сам он выполняется из крученых и высокопрочных, так называемых кордных нитей. Кирза – многослойная и весьма плотная ткань, успешно заменяющая собою кожу. А кринолин – ткань из конского волоса, из которой в начале прошлого века изготовляли колоколообразные нижние юбки.
     Встречаются и другие, ничуть не менее интересные наименования и старинных, и современных тканей. К примеру, «затрапез» – льняная или пеньковая полосатая ткань, получившая название по имени купца Затрапезнова – владельца одной из ярославских мануфактур. Или, скажем, «президент» – двойная ткань для пошива мужских пальто. Или – японская ткань «мадам Баттерфляй». Да мало ли самых разных названий накопилось у человечества за те многие тысячи лет, в течение которых оно изготавливает ткани.
     В 1853 году из-за сухой и очень холодной зимы уровень альпийских озер в Швейцарии резко понизился. И на дне их вдруг обнажились остатки свайных поселений, а раскопки открыли несколько культурных слоев. В каждом из них, даже в древнейшем, отнесенном к пятому тысячелетию до нашей эры, были найдены ткани. Шерстяные, лубяные и лыковые, однотонные и разукрашенные орнаментом, они по большей части были исполнены простейшим переплетением – полотняным. Но некоторые из них оказались выполнены и более сложным – саржевым переплетением. Впоследствии при раскопках в тех же местах были найдены и клубки нитей, и веретена для прядения шерсти и льна, и детали ткацких станков. В далекой древности жители альпийских поселений активно занимались ткачеством.
     И эти, и иные археологические находки позволили проследить, как возникло и как развивалось это замечательное искусство. Именно искусство, ибо ремеслом оно стало значительно позднее – уже в средние века.
     Можно предположить, что первая в мире ткань появилась как результат желания древнего человека прикрыть свое тело одеждой. И не один лишь холод был тому причиной – климат, в котором в ту пору обитали люди, был относительно теплым. Дополнительным стимулом стал творческий – созидательный – инстинкт. 

    Вертикальный ткацкий станок Древнего Египта. Фреска на стене гробницы Хемотепа. Второе тысячелетие до нашей эры.

     Ткали поначалу набедренные повязки, обувь, позднее – подстилки, сети, корзины. А материалом служили полоски кожи, тростник, трава, сухожилия животных. Специалисты полагают, что ткачество такого рода вполне могло существовать и двадцать пять, и даже тридцать тысяч лет назад. Но те ткани до нас все же не дошли – материалы из волокон долго не сохраняются. Веретено, а следовательно, и прядение были изобретены намного позже.
     Самая древняя из ныне сохранившихся тканей была найдена в Турции и датируется уже седьмым тысячелетием до нашей эры. Выполнена она из льна – первого, по всей видимости, на Земле прядильного материала. Сохранилось немало тканей и в Египте – там в древности в них заворачивали мумии. А по фрескам на стенах гробницы Хемотепа можно судить и о том, как выглядел египетский ткацкий станок второго тысячелетия до нашей эры. От древнегреческого он, кстати, отличается немногим, равно как и от древнеиндийского или древнеперуанского. Принцип действия у всех этих станков был один и тот же и даже теперь – у самых современных – остался прежним.
     Ткань, если приглядеться, состоит из отдельных переплетенных между собою нитей – как правило, двух взаимно перпендикулярных систем – основы и утка. Задача станка – переплести нити утка с нитями основы, и видов этих переплетений существует великое множество. Самое простое из них – полотняное, в котором нити перебраны через одну – как при штопке. Чтобы соткать полотно, нити основы, сходящие с так называемого ткацкого навоя, разделяют на четный и нечетный ряды и заправляют в ремизки – рамки с натянутыми на них проволочками (галевами). При этом одна из ремизок предназначена для четного, а вторая – для нечетного ряда основы. А каждая галева снабжена отверстием – глазком, через который и продевается нить основы.

     В процессе изготовления ткани ремизки раздвигают, образуя тем самым между рядами пространство (зев). В него и вводят нить утка, а затем прибивают к краю гребнем специальной формы – бердом. Потом ремизки меняют местами и во вновь образующийся зев опять вводят уток и опять прибивают его бердом. Так постепенно формируется ткань.
     Чтобы была она ровной и плотной, необходимо подавать нити основы строго параллельно и с одинаковым натягом. Поэтому их предварительно хитроумным способом наматывают на сновальный вал, а затем, чтобы предотвратить обрывы, упрочняют, пропитывая клеющим составом – шлихтой. И в результате всей этой подготовки получается полностью готовый к работе ткацкий навой.
     Приходится, разумеется, подвергать предварительной подготовке и нить утка – ее запаривают или увлажняют, чтобы предотвратить образование в ней петель.
     Для протяжки нити утка через зев издавна используют челнок, который вошел в обращение еще в Древнем Египте. Он представляет собой пустотелый брусочек обтекаемой формы, в полости которого размещена шпуля с нитью. Применение челнока имее
т, впрочем, ряд неудобств, и на протяжении веков люди искали ему замену. Сегодня существует множество бесчелночных ткацких станков, но принцип прокладывания уточной нити остается прежним.
     Бесчисленное количество раз пробегает через зев челнок, пока, наконец, получится ткань – в рассмотренном случае – полотно. Впрочем, именно так его называют не всегда. Прежде, например, ткань полотняного переплетения именовалась полотном лишь в том случае, когда нити ее основы и утка были льняными. Если шерстяными, то – сукном, шелковыми – тафтой, хлопчатобумажными – миткалем. В наши дни терминология изменилась, и выражение «шелковое полотно» или «хлопчатобумажное полотно» никого удивить не может. А сукном теперь именуют шерстяную ткань и саржевого, и двойного переплетения. Интересен, однако, сам факт того, что смена материала нитей делает ткани столь кардинально разными – при одном и том же способе их изготовления.
   
  Но даже из одного и того же материала одним и тем же видом переплетения можно получать весьма различные ткани – достаточно лишь менять плотность прокладки и толщину нити. Из хлопка, скажем, выполняют полотняным переплетением брезент и батист, парусину и вуаль, бязь, шифон и поплин. А тот рубчик, что отличает поплин от многих других тканей, образуется в нем за счет большой плотности уточной нити. Аналогичным образом получают и репс, который может быть основным и уточным – в зависимости от того, какая из нитей толще.
   
  Меняет тип ткани и ее дальнейшая обработка. Миткаль, например, – суровая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, – становится после отбеливания мадаполамом, из которого шьют постельное белье. А с нанесением печатного (набивного) рисунка – ситцем. Пропитанный крахмалом и окрашенный миткаль – это коленкор, а нанесение какого-либо водонепроницаемого покрытия делает тот же миткаль клеенкой или дерматином.
     Кроме полотняного (самого простого) переплетения нитей существуют еще два главных – саржевое и атласное (сатиновое). Различаются они меж собой раппортом – тем наименьшим числом нитей, после которого рисунок повторяется, а также сдвигом рядов переплетения. Именно раппорт определяет и рельеф ткани, и количество необходимых ремизок. У полотняного переплетения раппорт и по основе, и по утку равен двум, у саржевого – не менее трех, а у атласного – не менее пяти.
     Объясняется это тем, что в саржевом переплетении любая основная нить перекрывает не менее двух уточных (или наоборот), а каждый последующий ряд хоть на одну нить сдвинут по отношению к предыдущему. Это образует на поверхности ткани характерные косые полоски, которые чаще всего идут слева направо и снизу вверх и которые хорошо видны не только на сарже, но и на кашемире и на фланели, на бумазее и шевиоте, на твиде и на джинсовой ткани.
     В атласном (сатиновом) переплетении каждая основная нить перекрывает уже не менее четырех уточных нитей (или наоборот). И по этой причине, а точнее потому, что основные и уточные нити изгибаются относительно редко, поверхность ткани получается гладкой и блестящей, а сама ткань – мягкой, но недостаточно прочной. Чтобы сделать такие ткани прочнее, их приходится вырабатывать очень плотными.
     Применяют в ткачестве и комбинированные переплетения, сочетающие в одной ткани элементы нескольких видов основных переплетений. Такие комбинации позволяют получать и креповые ткани, и самые разнообразные рельефы – полоски, рубчик, клетку.
     Но даже эти переплетения относят к простым, поскольку в их построении участвуют лишь две системы нитей – основная и уточная. В сложных переплетениях таких систем не менее трех. Возможны, например, две основы (лицевая и подкладочная) и один уток или – напротив – два утка и одна основа. Подобные ткани именуют полутораслойными и выполняют их в основном на базе сатина и саржи. Есть также ткани двух- и трехслойные, каждый слой в которых имеет собственную основу и собственный уток. Такая ткань может представлять собой единое целое, если основа или уток переходят в ней из слоя в слой, но может быть и полой, если слои соединяются меж собой только с двух концов.
     Совсем особый класс представляют собой ткани ворсовые (махровые, бархат, плюш), на поверхности которых выступают нитяные пучки или петли. В одних случаях ворс формируют непосредственно в процессе ткачества, в других – при последующей отделке. Весьма интересно выполняют, например, так называемый двухполотенный плюш или бархат. Два слоя ткани обычного полотняного переплетения протягивают параллельно, сохраняя между ними определенное расстояние, и прошивают нитями дополнительной (ворсовой) основы. Затем полученную двухслойную ткань разрезают проходящим между слоями ножом.
     Использование любой дополнительной системы нитей делает ткань сложной и требует разнообразных и очень «умных» машин. Времена, когда ткачи работали вручную, давно прошли. Да и невозможно это было бы теперь, когда метраж выпускаемых тканей исчисляется многими километрами. (…)
     Впрочем, что касается ассортимента тканей, то он и сегодня достаточно широк. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в магазин. И наши читатели, чьи представления о тканях несколько расширились, имеют теперь возможность взглянуть на эти ткани уже на ином уровне. Подойдя, например, к витрине шерстяных тканей, пестрящей самыми разными наименованиями, но по сути содержащей все те же бостон или шевиот, твид, коверкот или кашемир, можно убедиться, что все они выполнены одним и тем же саржевым переплетением. А, скажем, пестрая клетчатая шотландка – или саржевым, или полотняным. Шерстяной креп с его матовой выпуклой выработкой – комбинированным креповым переплетением, а плюш (шерстяной бархат) – сложным переплетением двухслойной ткани с последующим разрезанием на два полотна.
     В отделах льняных, хлопчатобумажных и шелковых тканей господствует полотняное переплетение. Им выполнены и яркие цветастые ситцы, и бязевые бельевые ткани, и легкий – почти прозрачный – шифон, и плотный поплин. Но джинсовые или, скажем, подкладочные ткани, а также бумазея изготовлены саржевым переплетением, а мягкие и блестящие сатины – атласным.
     О тканях можно рассказывать бесконечно – об их истории и разнообразии, о технологии изготовления и отделки, о ткацких и отделочных машинах. И вполне возможно, что эта статья – не последняя. Ведь есть еще и крупноузорчатые ткани, которые еще с начала XIX века начали вырабатывать на машинах. Изобретатель этих машин – французский инженер Жаккар нашел возможность управлять подъемом каждой основной нити по отдельности и производить ткани с раппортом в десятки и даже сотни по-разному переплетающихся нитей. Именно в созданной им для этой цели машине была впервые в мире применена перфокарта.
     Есть ткани технические, а среди них даже – секретные (!), есть ткани валяные и ткани нетканые. И о каждой из них можно рассказать немало интересного.

Николаев С. Корд, кирза и кринолин // Наука и жизнь, №2, 1995 г. Стр. 116-119.