Одевайтесь со вкусом! (из книги «Полезные советы» 1961 г.)

Федорова Н. В.

     Конечно, не одежда, а деловые и моральные качества человека определяют его место в обществе. Но было бы неверно недооценивать значение удобной, прочной и красивой одежды. Умело и со вкусом подобранная, она свидетельствует о культурном уровне ее владельца, о его привычках и даже характере...
     В нашей стране условия жизни непрерывно улучшаются. Вся политика Коммунистической партии и Советского правительства направлена на то, чтобы год от года росло материальное благосостояние и культурный уровень народа. Неуклонно увеличивается производство и потребление тканей, одежды, обуви. То, что в прошлые времена было недоступно трудящимся, стало предметом массового обихода.
     Это, естественно, сказывается благотворно на жизненном уровне тружеников города и деревни, на их внешнем облике. В кино, клубе, театре, наконец, на улицах и площадях вы по костюму не отличите рабочего от инженера, врача, научного работника. Хорошо сшитые пальто, костюмы, платья, добротная, красивая обувь прочно вошли в быт. Всё взыскательнее становится вкус широкого потребителя, повышаются его запросы.
     Слепое следование моде, чрезмерное увлечение ею – явление отрицательное, а порой просто смешное. Не случайно у нас так не любят «стиляг». А они как раз и представляют собой людей, которые ради моды одеваются крикливо, вызывающе и выглядят поэтому уродливо.
     Вместе с тем нельзя отказывать моде в праве на существование. В разумных пределах она выражает рост эстетических запросов человека, его законное стремление обновить цвет, покрой, формы своей одежды, наконец, сделать ее более удобной и красивой. Главное – не приносить в жертву моде простоту и изящество костюма, не допускать, чтобы мода приводила к расточительству.
     Наш подход к моде подчинен основной цели – полнее удовлетворить растущие запросы массового потребителя, сделать вещи более красивыми, удобными. Нет у нас и слишком частой смены мод, утрировки их. Многие предметы одежды покупаются, как известно, не на один год, например костюмы, пальто. Поэтому важно, чтобы фасон таких вещей соответствовал не мимолетной, а более или менее устойчивой моде и в то же время не выглядел старомодно.
     Советский человек научился ценить истинную красоту, которой порой немало в вещах скромных и простых. В нашем понимании главное в одежде заключается в ее изяществе, опрятности, правильном выборе оттенков, покроя, форм. Вещей, которые одинаково хорошо бы шли всем, не существует. Сплошь и рядом бывает так, что то же самое платье на одной женщине выглядит очень красиво, а на другой невзрачно.
     Например, то, что к лицу молодой девушке не всегда украшает женщину в летах. Слов нет, женщина в 40 лет, а иногда и старше может позволить себе носить всё, что ей нравится, но при этом следует избегать слишком ярких и пестрых платьев. Они не только не «молодят», но способны лишь подчеркнуть пожилой возраст. В 50 лет и старше рекомендуется выбирать спокойные цвета, не пользоваться материалами с крупным рисунком. Зато очень кстати будут и хорошо оттенят платье белый воротничок, какое-либо иное украшение у шеи, например вышивка или другая отделка светлых тонов.
     Женщинам и девушкам с тонкой фигурой незачем излишне подчеркивать эту особенность. Например, платье с продольной полоской и острым вырезом придало бы фигуре еще большую худобу. Зато можно смело посоветовать в таких случаях поперечную и косую полоску, круглый или квадратный вырез. Хороши будут также клетчатые платья или платья с крупным рисунком, легкие и пышные. Таким женщинам особенно пойдут не только рекомендуемые платья, но также юбки и блузки, фигаро и т. д. Что касается шляп, то для женщин большого роста более выигрышными будут широкополые шляпы с низкой тульей, нежели маленькие и высокие. Многое при выборе шляп зависит от овала лица.
     По-иному должны одеваться полные женщины. Острые вырезы на платьях и костюмах, жилеты, а также платья с жилеточным покроем, шалевые воротники как бы скрадут полноту фигуры, придадут ей больше изящества. Этой же цели будут служить скорее узкие, чем широкие юбки. Платья не должны быть пышными, но вместе с тем не надо, чтобы они слишком плотно облегали фигуру.
     Не рекомендуются пестрые и яркие расцветки тканей. Гораздо уместнее материалы с продольной мелкой полоской, особенно при небольшом росте. Ошибочно мнение о том, будто туфли на очень высоком каблуке создадут видимость более высокого роста.
     Очень важен правильный выбор цвета одежды. Он должен сочетаться с цветом волос, оттенком кожи и, конечно, с возрастом человека. Столь же необходимо, чтобы отдельные элементы одежды гармонировали между собой по цвету. Темноволосым подходят яркие цвета – красный, фиолетовый, желтый. Наоборот, для блондинок нужны нежные цвета и более мягкие оттенки. Для рыжеволосых хороши зеленые и лиловые тона.
     Следует иметь в виду, что более темные цвета, особенно черный и темно-синий, скрадывают полноту, в отличие от светлых тонов, от которых фигура кажется крупнее.
     Нужно стремиться, чтобы все части одежды сочетались между собой по двум-трем цветам. Например, коричневые цвета красивы с беж и зелеными; черный – с серыми и фиолетовыми; темно-синие – с серыми, голубыми или красными и т. д. Одеваться в один тон – не значит одеваться красиво. Например, нет ничего привлекательного, если женщина одета сплошь во все красное или во все коричневое. Платье, шляпа, туфли, перчатки, сумочка одного и того же цвета будут выглядеть непривлекательно и нарочито.
     С серым костюмом очень хороши, например, зеленая кофточка, зеленая шляпа. Но если при этом будут зеленые туфли, сумочка, перчатки, то гармония потеряет свой смысл. В данном случае гораздо лучше, если три последние вещи будут черного цвета.
     Формы и фасоны мужской одежды меняются гораздо реже, чем женской. Поэтому мужской костюм или пальто, сшитые без подчеркнутых особенностей той или иной моды, будут долго оставаться внешне привлекательными.
     И всё же моды не могут оставаться неизменными. Было, например, время, когда носили брюки шириной внизу 32 сантиметра, а теперь предпочитают ограничиваться 26 сантиметрами. Это, конечно, не обязательно, но во многих случаях способно сделать одежду более красивой и удобной. Решающее значение имеет уменье подобрать тот покрой, который соответствовал бы особенностям фигуры, росту, наконец возрасту.
     Слишком короткие или, наоборот, слишком длинные пиджаки могут казаться "с чужого плеча". Значит, крайностей надо избегать.
     Чрезмерно высокие плечи создают впечатление, что человек втянул голову, а непомерно широкие, отвислые плечи придадут фигуре унылый вид.
     Следовательно, и тут при выборе фасона одежды нужен вкус и своеобразный такт.
     Для мужского платья не годятся слишком определенные, так называемые чистые тона, кроме черного, белого и коричневого. Например, пальто значительно красивее не чисто синее, а темно-синее или серо-синее; костюм – не зеленый, а зеленовато-серый и т. п.
     С черным костюмом хорошо сочетаются белая сорочка, светло-серый галстук, серая шляпа, черные ботинки и серые носки.
     К коричневому костюму лучше подойдут белая сорочка или бежевая, коричневый, красноватый или зеленоватый галстук, светло-коричневая или зеленая шляпа, коричневая обувь.
     К темно-синему костюму подходит то же, что идет к черному. Кроме того, можно носить сероватую или голубовато-серую рубашку, галстук бордо или синий с разводами. С серым костюмом красиво выглядит белая или голубая сорочка, темно-серый, светло-серый, зеленоватый (только не к голубой сорочке) или синий галстук, черные ботинки, серая, зеленоватая и даже синяя шляпа, носки таких же оттенков.


Выбор одежды

     Одежда для работы должна быть прежде всего удобна и прочна и соответствовать условиям труда. Но это не значит, что ее нельзя сделать красивой. На стройке, на фабрике и заводе, в сельском хозяйстве удобнее всего работать в комбинезоне из немаркой прочной ткани. Верх комбинезона может быть типа сарафана, на широких бретелях. Под него в теплое время надевают блузки из ситца, штапельного полотна, а зимой – шерстяной джемпер или куртку из плотной ткани. Делают комбинезоны и закрытыми, с рукавами. Если ткань темная, отделкой могут служить пряжки, двойная строчка белой ниткой.

   Одежда для работы

     Для работы в учреждениях годится самая различная одежда: костюм, юбка или сарафан с блузкой или вязаной кофточкой, платье. Не следует лишь шить вещи для работы из марких или слишком ярких тканей. Отделки из блесток, золотые украшения также неуместны. По покрою рабочая одежда не должна быть ни слишком узкой, ни слишком широкой.
     Домашнюю одежду лучше всего иметь из ситца, шотландки, набивной бязи. Покрой должен быть простым, удобным, с карманами, без сложных отделок. Не нужно делать слишком узких юбок, слишком тесной талии – лучше стянуть ее поясом.
     Опрятно и нарядно выглядят дома простые хлопчатобумажные платья. В зависимости от сезона или даже от температуры вашей квартиры их шьют с коротким рукавом или полудлинным, из более тонких или более плотных тканей, однако всегда непрозрачных. Такое платье легко стирается и гладится. Мягкую ткань можно слегка крахмалить. Хорошо сделать пару фартуков, подходящих по цвету, – они могут быть нарядными и в то же время очень удобными.

                                                                                                                               Одежда для дома

     Многие девушки и молодые женщины используют в качестве домашней одежды брюки. Они удобны для отдыха и домашней работы и незаменимы в дороге. Брюки могут быть сшиты из плотной хлопчатобумажной ткани – репса, вельвета – или из шерстяной. Носят брюки со свитером, строгой блузкой или свободной кофтой-жакетом. Цвет брюк лучше выбирать темный или скромные оттенки – серые, беж, коричневые.
     Во время уборки квартиры удобно иметь передник с несколькими карманами. Его очень просто сшить из клеенки. <...>
     Удобен для дома халат, он не связывает наших движений. Глубоко ошибочно бытующее еще мнение, что его можно сшить кое-как. Для халата лучше всего подобрать легко стирающуюся материю, зимой, например, фланель, гладкую или с узорами.
     Если вы готовите и убираете в халате, обязательно надевайте фартук. Если халат немного поизносился, почините его. Раньше всего приходят в негодность рукава. Длинный рукав всегда можно укоротить и сделать в «три четверти». Если рукава широкие, заберите их выше локтя и сделайте манжеты. Воротник, манжеты и клапаны на карманах молено освежить кусочком цветной фланели или шелка, но так, чтобы цвет отделки гармонировал с цветом халата.
     Старайтесь и дома выглядеть красиво и опрятно. Это важно для любой женщины.
     Выходное платье делают из более дорогих тканей. Для осенне-зимнего сезона – шерсть, креп-сатин, плотный шелк, бархат, тафта, муар. Для весны и лета – любые искусственные и натуральные шелка.
     На зиму лучше всего сделать выходное платье черного цвета. В нем можно пойти не только в театр или в гости, но и на деловой прием, и на торжественное заседание. Кроме того, черный цвет дает возможность использовать различные отделки, благодаря которым можно всегда обновлять свой костюм. Очень удобен для этой цели туалет, состоящий из открытого платья без рукавов с низко вырезанным декольте и с широкой юбкой и небольшого жакета в талию с полудлинным рукавом.
     Характер ткани в известной степени определяет и выбор фасона. Из тонких тканей лучше всего шить платье с широкой юбкой и открытым лифом, а из тяжелых и плотных материалов хорошо получаются платья с прямой и узкой юбкой и закрытым лифом.
     К вечернему платью нужны туфли на высоком каблуке, лучше всего черные.

   Спортивный костюм

     Спортивный костюм нужен и для занятий спортом и в туристском походе, и даже в обычной загородной прогулке. Для женщин рекомендуем брюки облегающие, слегка укороченные, но дающие свободу движениям, трикотажный свитер или кофточку прямого покроя и куртку с капюшоном.
     Для занятий водным спортом, в частности греблей, очень удобен короткий комбинезончик из гладкой хлопчатобумажной ткани с застежкой в виде планки посредине. В талии костюм собирается на двойную резинку и может иметь прорезные карманы.

                                                                                             Костюм для занятий греблей

     Теннисистке можно посоветовать белое короткое платье со слегка расклешенной, плиссированной или заложенной в складки юбкой из хлопчатобумажного пике, рогожки или тонкой шерсти. В талии оно может быть собрано на резинку.
     Практично иметь для игры в волейбол хлопчатобумажные трусы или брюки, слегка суженные книзу, и плотно прилегающую кофточку из хлопчатобумажной ткани или трикотажа. Для большей свободы движений на рукавах кофточки и по низу ее, в боковых швах, можно сделать разрезы. Такой костюм вполне пригоден и для баскетбола, а дополнив его курткой из вельвета, легкой шерсти, репса или полотна, можно использовать для езды на велосипеде. Куртка должна быть свободной, не стесняющей движений, рукава – с широкой проймой.
     Необходимая принадлежность лыжного костюма – узкие брюки, не мешающие в беге, заправленные в башмаки при помощи штрипок. Брюки могут быть сделаны из вельвета, хлопчатобумажного габардина, из шерстяной ткани предпочтительно темного цвета. Носки заправляются под брюки.

   Лыжный костюм

Длинный шерстяной свитер надевается поверх брюк. Очень красиво и удобно, если горловина свитера удлинена настолько, что ее в виде шлема можно натянуть на голову. Некоторым лыжникам этот вид головного убора возможно покажется слишком теплым. В таком случае хорошо иметь маленькую шапочку, под цвет которой подобрать и варежки. Поверх свитера может быть надета куртка. Удобны свободные куртки из тонкой пропитанной специальным составом хлопчатобумажной ткани. Они имеют несколько карманов, многие дополнены капюшонами. На бедрах такая куртка затягивается широкой резинкой, хлястиком или шнурком.

     Крой куртки разнообразен, но для всех фасонов обязателен широкий разворот плеч; хорош цельнокроенный рукав или рукава реглан, которые дают свободу движениям. Если вы делаете вшивной рукав, необходимо несколько спустить плечо и вшить рукав ниже обычного.
     Любая из этих курток может быть отделана очень удобными трикотажными деталями – воротником, манжетами – и дополнена цветной подкладкой. В зависимости от назначения спортивной куртки подкладка делается из хлопчатобумажной шотландки, из ткани штапельной или шерстяной. Иногда куртку шьют так, чтобы ее можно было носить на две стороны (налицо и наизнанку).
     Куртки для туристских походов, которые можно надеть также до и после катания на лыжах, часто делают в виде коротких пальто. Такая одежда шьется из хлопчатобумажного бархата, вельвета с подкладкой из недорогой шерсти, тканей с начесом, искусственного меха.
     Мужской и женский лыжные костюмы отличаются друг от друга главным образом по цвету. Мужчины носят костюмы более скромных оттенков. Наряден женский костюм, где брюки и свитер одного цвета. Он может быть даже черным, а куртка, шапка и варежки – яркого цвета. Красив также цветной свитер с темными брюками, но тогда цвет варежек, шапки и куртки должен быть очень внимательно подобран.
     Лучшей верхней одеждой конькобежца считаются шерстяные (плотной вязки) фуфайка и трико. Однако начинающие могут надевать обычный байковый костюм. Важно, чтобы брюки такого костюма внизу не были слишком широки и не мешали при беге. Шапочка конькобежца должна защищать от холода не только голову, но и уши. На руки надевают варежки.
     Ботинки для коньков должны плотно сидеть на ноге и в то же время не стеснять ногу, особенно пальцы. Шнуруют ботинки так: до середины подъема ноги – крестообразно и плотно, но не слишком туго, затем, после крестообразного перехлеста, проводят шнурки под подошву и, вернувшись к середине подъема, шнуруют более свободно.

   Пляжный костюм

     Туристу, любящему путешествие на автомобиле, следует иметь с собой спецодежду для ремонта и устранения неполадок в машине.
     Нарукавники можно изготовить из любой плотной ткани, лучше из прорезиненной или из старой камеры. Резиновая тесьма на месте обшлага плотно охватывает руку у кисти. Такая же тесьма, прикрепленная к обоим нарукавникам у плеч, не дает им сползать с рук.
     Для работы под автомобилем удобно пользоваться «наспинником»... <...>
     Из многих летних ансамблей одежды, удобных для дачи, курорта, летнего отдыха (шить их лучше всего из яркого набивного ситца), рекомендуем пляжный костюм. Плотно прилегающий лифчик с вытачками, пробранный в центре, пристегивается к штанишкам или трусикам. Это – купальный костюм. Лифчик можно пристегнуть и к широкой юбке (на поясе или широкой резинке), которая застегивается спереди. Получается открытый сарафан. Сверху на сарафан надевается жакетик. Это – уже закрытый летний костюм.
     Такой костюм рекомендуется молодым женщинам, носящим платья до 50-го размера. Полным женщинам вместо юбки и жакетки хорошо надевать недлинный халатик, застегивающийся спереди. Шьют его из той же ткани, что и купальный костюм, причем лучше брать не ситец, а мягкую штапельную ткань менее яркой расцветки.

Ткань и фасон

     При выборе ткани следует учитывать фасон и назначение будущей одежды, цвет, плотность, пластичность.
     Для зимнего платья следует выбирать шерстяные или тяжелые однотонные шелковые ткани. Летом более подойдет легкая пестрая ткань (крепдешин, штапельное полотно). Ткани в полоску, в горох и с другими мелкими рисунками на темном фоне можно рекомендовать для весны и особенно для осени.
     Для дома можно шить платье из ситца, байки, фланели. Для рабочего костюма хороши шерсть, штапельное полотно и шелка с мелкими неяркими рисунками. Платья для торжественного случая – для театров, вечеров – рекомендуется шить из тафты, тяжелого шелка, гладкой шерсти, бархата.
     Особенно сложен цветовой подбор ткани. Выбирая ткань для платья, надо помнить, что цвета меняются в зависимости от освещения, от соседства друг с другом и от многих других условий.
     При искусственном освещении изменяются почти все цвета. Красные, оранжевые и желтые светлеют: светло-желтые становятся мало отличимыми от белых; голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые темнеют и т. д.
     Изменение цветов от освещения особенно заметно в цветовых сочетаниях. Некоторые цветовые сочетания при электрическом свете изменяются до неузнаваемости. Например, сочетание светлого лимонного с ультрамариновым превращается в сочетание фиолетового с белым. Темные цвета рядом со светлыми кажутся особенно темными; светлые рядом с темными становятся ярче.
     Некоторые цвета меняют свой оттенок в зависимости от соседнего цвета.
     Особое место в сочетании цветов занимает соотношение площадей, занятых теми или иными цветами. Можно взять хорошо сочетающиеся между собой цвета, например коричневый и желтый, и распределить их в одежде так, что мы не получим гармонического сочетания. Например, коричневый цвет может хорошо гармонировать с желтым в следующих вариантах – желтая блузка и коричневая юбка; коричневатое платье – желтый воротник, манжеты и пояс; коричневое платье с желтой вставкой; коричневое платье, отделанное желтым кантом или желтой вышивкой. Желтое платье может иметь коричневый кант, коричневый воротник, манжеты и пояс, а также пуговицы, но вставка или крупная коричневая вышивка (аппликация) могут восприниматься как пятно, так же как коричневая блузка со светлой желтой юбкой будет производить впечатление неустойчивой фигуры, верх станет слишком тяжелым.
     Несколько иначе получается в сочетании холодных цветов. Холодные цвета зрительно воспринимаются как более легкие, поэтому при комбинации со светлыми тонами легче избежать резкого нарушения гармонического единства. Так, темно-синяя блузка или жакет с серой юбкой являются хорошей цветовой комбинацией, но эта же темно-синяя блузка или жакет будут хуже сочетаться со светло-голубой юбкой, между тем как обратное сочетание – голубая блузка и синяя юбка воспринимаются как положительное сочетание.
     При выборе цвета ткани нужно учитывать, что блондинкам очень идут платья голубого, синего цвета; женщинам с золотистыми волосами – зеленого; шатенкам – розового, брусничного; брюнеткам – красного, зеленого, желтого.
     Не следует думать, что если у женщины золотистые волосы, то ей надо шить платье из однотонной зеленой ткани. Важно другое: зеленый цвет должен присутствовать (в большей или меньшей пропорции) в костюме такой женщины.
     Необходимо учитывать цвет глаз, кожи, возраст и т. д. Так, синий цвет для белокожих и особенно для синеглазых и голубоглазых очень выгоден (даже в довольно ярких оттенках), но при темной коже он будет подчеркивать желтизну лица.
     Если желательно подчеркнуть цвет глаз, то следует выбирать ткань цвета глаз. Так, голубые глаза синеют, а синие становятся значительно ярче от голубых и синих цветов ткани; карие подчеркиваются коричневым цветом одежды и становятся более глубокими; серые приобретают холодный стальной оттенок от серой одежды. Однако эффект от цвета одежды в тон глаз сильно ослабляется, если цвет одежды плохо сочетается с цветом лица. При выборе цвета ткани нужно хорошо помнить, как тот или иной цвет отражается на изменении цвета кожи. Например, белый цвет сделает несколько белесой светлую блондинку с нежным цветом лица, но в то же время подчеркнет нежность ее кожи; шатенку с хорошей бело-розовой кожей он будет освежать и делать более белой, брюнетку с таким же цветом лица сделает фарфорово-белой, а волосы по контрасту будут казаться еще более темными. Многие знают, что сильно загорелые люди от летней белой одежды становятся как бы еще более загорелыми. Коричневый цвет одежды тоже будет выгодно подчеркивать золотисто-коричневый оттенок загара.
     Если цвет ткани хорошо сочетается с цветом глаз и не вызывает нежелательного изменения цвета лица (или же изменяет цвет лица в лучшую сторону), то его следует предпочесть другим, так как в данном случае получается гармоническое сочетание цветов.
     Нельзя упускать из виду, что цвет одежды должен еще гармонировать с объемом фигуры. Яркие цвета зрительно увеличивают объем предмета. Такой же особенностью обладают и ткани светлой окраски.
     Женщине с полной фигурой лучше всего взять на платье ткань спокойных, преимущественно темных цветов, включительно до василькового. Темное, особенно синего цвета, платье скрадывает полноту фигуры.
     Яркие, насыщенные цвета не только могут, но и должны применяться в одежде в качестве отделки, вышивки. На темном фоне они будут казаться еще ярче и вносить элемент жизнерадостности в одежду.
     Следует принимать во внимание и возраст, Так, например, пожилым женщинам не пойдут платья из ярких тканей. В то же время пожилым женщинам нужно избегать черных тканей. Черный цвет не отражает света, как другие цвета, а поглощает его и потому подчеркнет каждую морщинку на лице и шее. В то же время одежда из черной ткани четко обрисовывает фигуру, делает ее стройной.
     При выборе цветных тканей нужно помнить, что один и тот же цвет в ситце, фланели, маркизете, атласе, бархате, шерсти выглядит по-разному.
     Важную роль играют рисунки на тканях. Они так же, как и цвета, значительно влияют на оформление платья или костюма.
     Подобрать одноцветную ткань для платья, блузки или костюма значительно проще, чем пеструю, полосатую или клетчатую.
     Ткани с мелким рисунком в две или три краски, особенно в двухцветном сочетании (синий и белый, черный и белый, белый и черный, коричневый и желтый и целый ряд других), идут многим женщинам различного возраста. Здесь следует обращать внимание только на то, как рисунок заполняет фон. Если рисунок расположен очень часто и при взгляде на него начинает «рябить» в глазах, то такая ткань будет зрительно увеличивать объем и для полных фигур будет непригодна. Варианты мелких рисунков в основном могут быть рекомендованы для большинства женщин.
     Ткани неярких расцветок с рисунком средней величины следует подбирать по основной цветовой гамме, согласуясь с цветом лица, глаз, волос. Так, например, серовато-голубовато-сиреневая гамма будет хорошо сочетаться с бело-розовым цветом лица, голубыми глазами, темными волосами. Эта же гамма прекрасно сочетается с бело-розовым цветом лица, темно-карими глазами и седыми волосами. Коричневато-золотистая гамма будет хорошо сочетаться со смуглой кожей, темными глазами и темными волосами коричневого оттенка.
     При выборе тканей с рисунком средней величины, но на темном фоне, чаще всего можно руководствоваться основным тоном. Если тон ткани гармонирует с внешними данными женщины, то такая ткань будет вполне приемлема для нее, если только характер рисунка не будет создавать зрительного увеличения объема.
     Ткани с крупным рисунком ярких контрастных сочетаний, с малым количеством основного фона, подобрать "к лицу" значительно труднее: они могут сильно исказить объем, зрительно увеличить его, особенно если основные элементы крупного рисунка (крупные разбросанные цветы) приходятся на наиболее выпуклые части фигуры. Поэтому понятно, что женщинам маленького роста и особенно полным следует избегать одежды из такого рода тканей, они в большинстве случаев идут к ярким женщинам, черты лица и фигура которых могут хорошо гармонировать с пестротой платья.
     Полосатые ткани имеют большое распространение и выпускаются нашей отечественной промышленностью в достаточно разнообразном ассортименте. При выборе полосатых тканей нужно руководствоваться не только сочетанием цветов, но и шириной полос, так как далеко не все виды полос одинаково хороши для одежды на каждую фигуру.
     Широкие полосы различных видов, т. е. состоящие из группы мелких полос с промежутками гладкого фона или цветных полос в сочетании с орнаментом, расположенным также в виде полосы, и целый ряд других комбинаций широких полос, даже в темных сочетаниях, неблагоприятны для полных и среднего объема женщин. Такие ткани зрительно увеличивают фигуру и, изменяя свое вертикальное направление на выпуклых частях фигуры, еще больше подчеркивают их рельефность. Однако впечатление зависит и от выбора фасона. Удачные сочетания поперечных и долевых, поперечных и косых, долевых и косых полос часто дают вполне приемлемые решения.
     Ткани в мелкую полоску, т. е. такую, которая на известном расстоянии сливается с фоном и не воспринимается нами как ярко выраженная полоска, имеют то преимущество, что они хороши для самых различных фигур и при выборе их можно руководствоваться только цветом.
     Необходимо знать, как будут располагаться полосы в готовом изделии. Так, например, прямые вертикальные полосы подчеркивают рост и делают фигуру более стройной.
     Клетчатые ткани тоже получили широкое распространение, но при выборе их нужно учитывать ряд специфических особенностей рисунка. Подбор расцветки клетчатой ткани обусловливается теми же правилами, о которых говорилось при выборе пестрых и других тканей. Чем крупнее клетка и чем ярче и контрастнее сочетания, тем труднее подобрать фасон к такой ткани и тем больше следует избегать искажения линий клетки.
     Если ткань в крупную клетку, то не рекомендуется выбирать фасон платья с обыкновенным втачным рукавом. Такой ткани больше соответствуют цельнокроенные рукава или рукава с квадратной проймой, в которых клетка лифа и рукава хорошо подобраны.
     Если желательно сочетать косую и прямую клетки, то нужно располагать их так, чтобы границы соединения клеток образовали рисунок или же чтобы косая клетка располагалась на отделочных деталях – воротнике, бортах, манжетах и т. д.
     Крупные клетки создают впечатление большой полноты фигуры, подчеркивают небольшой рост. Чем мельче клетка на ткани, тем легче подобрать для нее фасон, так как ткань уже на незначительном расстоянии воспринимается нами как одноцветная.
     Каждая фигура имеет свои индивидуальные особенности, но мы хотим дать несколько общих советов, которые помогут женщинам выбирать или самим шить себе одежду, удобную и украшающую их.
     Прежде всего надо запомнить одно из основных правил: форма одежды должна соответствовать материалу. Так, одежда из легких летних тканей не должна быть узкой, обтягивающей фигуру. Вообще сильно прилегающая одежда хороша не для всякой фигуры, особенно она не рекомендуется для полных женщин, так как недостатки полной фигуры прилегающей одеждой подчеркиваются.
     Также необходимо научиться находить нужную длину платья, которая должна соответствовать росту и общим пропорциям фигуры.
     В силуэте одежды особенно большое значение имеют ширина и длина юбки.
     Женщине высокого роста (170–172 сантиметра) не следует делать платья до колен или только покрывающие колени. Такая длина создает впечатление неустойчивого равновесия, придает фигуре угловатость; для такой фигуры лучшей длиной будет 35–40 сантиметров от пола до низа платья.
     Женщине небольшого роста (152–156 сантиметров) можно делать короткие платья, учитывая, разумеется, возраст. В данном случае пропорция фигуры не будет слишком искажаться коротким платьем.
     Женщинам полным, больше пятидесятого размера, никогда не следует носить короткой одежды, потому что даже при среднем росте она будет делать фигуру квадратной, приземистой, тяжелой, а при высоком росте фигура будет настолько громоздкой, что размеры ее зрительно воспримутся значительно преувеличенными.
     Для женщин среднего роста и среднего размера (рост 158–164 сантиметра, размер 48–50) возможность выбирать длину платья более широкая, так как при этих данных длина платья не так резко изменяет внешний вид фигуры.
     Не следует думать, что широкие платья одинаково хороши для всех фигур. Полный клеш – «солнце» хорош только для худых высоких и средних фигур, так же, как и прямые юбки в густую сборку.
     Уже для размера 48 не рекомендуется слишком увлекаться широкой, юбкой. Если фигура не обладает тонкой талией, то платье с широкой юбкой будет очень полнить фигуру и делать ее приземистой. Юбка же полуклеш, с вставными косыми полотнищами, шестиклинки, четырехклинки и другие, а также юбки с легкими байтовыми складками хороши для многих фигур.
     Платья с узкими юбками, облегающими фигуру, неудобны для повседневной носки. При выборе такой юбки прежде всего следует учитывать особенности фигуры. Например, если фигура несколько откинута назад, имеет выемку в талии (перегибистая фигура), то прямые узкие юбки совершенно неприемлемы для нее, они подчеркивают неправильное строение фигуры, в то время как юбки из раскошенных полотнищ (шестиклинки) скрывают этот недостаток.
     Общее впечатление от платья создается не одним только покроем юбки. Не менее важное значение имеют лиф и рукава.
     Обычно очень худые женщины стремятся делать себе лиф к платью с большим количеством сборок. В какой-то мере это справедливо, но чрезмерное количество сборок иногда может создать впечатление, что платье не на человеке, а на вешалке. Худым женщинам со слишком длинной талией следует рекомендовать различного вида кокетки: поперечное членение как бы сокращает расстояние от плеча до талии, кроме того, сборки, начинающиеся из-под кокетки, конструктивно оправданы.
     Женщинам полным, с короткой шеей и высокой талией нельзя выбирать себе платья с кокетками. Спокойные и простые линии лифа, не облегающие плотно фигуру, не перегруженные вышивкой и другой отделкой, вырез, удлиняющий шею, – вот что следует выбирать таким женщинам.
     Узкий, прилегающий лиф хорош только для женщин с высокой, хорошо развитой грудью и тонкой талией. Такой лиф подчеркивает красивые формы и придает фигуре, особенно при широкой расклешенной юбке, грациозность.
     Широкий рукав, схваченный у кисти манжетой, хорош для всех фигур, и даже полные женщины среднего и выше среднего роста при строгой полуприлегающей форме платья могут носить такие рукава. Широкие рукава смягчают очертание силуэта и несколько скрывают слишком рельефную линию груди. Короткие рукава (до локтя) придают некоторую легкость фигуре и часто даже молодят женщину. Наиболее простым и легким в пошивке является рукав с небольшой припосадкой головки, со складкой или с припосадкой на локте, суживающийся книзу.
     Обычно платье считается удачным, если оно скрывает недостатки фигуры и подчеркивает ее достоинства. Выбирая фасон, надо учитывать свои положительные и отрицательные стороны: рост, комплекцию и т. д.
     Одежда полной женщины не должна быть тесной. Малейшая узость платья в груди, рукавах, спине и особенно бедрах делает полную женщину еще более крупной на вид. Полным женщинам нужно шить себе одежду слегка свободную, не выявляющую очертаний фигуры. Это, конечно, не значит, что они не могут носить юбок прямого покроя. Такая юбка как раз придает стройность, делает фигуру подтянутой. Можно носить и слегка расклешенные юбки. Полным женщинам идут платья не отрезные по линии талии. Они лишь слегка подчеркивают талию, делают фигуру стройнее. Костюм с коротким и приталенным жакетом не подходит для полной женщины. Рукава лучше делать свободными, но не слишком пышными. Цельнокроенный рукав с ластовицей скрадывает ширину плеч, но и не подчеркивает узких плеч, а поэтому одинаково подходит женщинам с узкими и широкими плечами. Покрой «реглан» зрительно сужает плечи.
     Высокие воротники, прямоугольные линии выреза делать не рекомендуется. Жакет костюма хорош с глубоким вырезом, а платья можно носить не только с вырезом в форме острого угла, который почему-то считается обязательным для полной женщины, но и с овальным и в виде трапеции.
     Комбинированные платья, широкие и яркие пояса носить не рекомендуется. Лучше всего делать узкий пояс из той же материи, что и платье, или темнее.
     Бант около короткой и полной шеи неуместен. Его вполне заменит небольшая скромная отделка в виде узкой полоски светлой ткани или белый воротник.
     Вообще ничто так не украшает женщину, как платье с простыми линиями, без нагромождения отделки.
     Полным женщинам, имеющим сравнительно узкие плечи, следует носить при любом покрое рукава небольшие подплечники, хотя они и вышли из моды. Подплечники сделают спину более прямой.
     Сутулость также менее видна, если в платье или костюме спинка с напуском. Свобода в лифе, скрадывающая неровность спины, достигается благодаря маленьким складкам или вытачкам в несколько рядов на талии. Группы складок или сборок в боковых частях переда юбки (не на бедрах) и глубокая складка в центре, зашитая на 25–35 сантиметров от верха, сглаживают выпуклость живота лучше, чем самый тугой пояс. Выпуклость живота помогают скрыть также и карманы на юбке, прорезные или накладные. Пришивать их низко не следует, так как это может нарушить пропорции фигуры.
     Женщинам с большим бюстом следует выбирать такие фасоны лифов, в которых имеется возможно больше вертикальных линий.
     На полную фигуру лучше шить платья из мягкой шерсти, хороши в этом случае ткани с неровной, матовой поверхностью, штапельное полотно, штапельная саржа, а также тяжелые шелка: креп-сатин, креп-октябрь, креп-фай. Они ниспадают красивыми складками и придают фигуре стройность.
     Для худых женщин высокого роста можно рекомендовать фасоны платьев с горизонтальными линиями, при этом юбка должна быть несколько короче обычного. Хороши юбки с воланами; воланы могут быть прилегающие к широкой юбке, скроенные по косой нитке ткани, расклешенные или собранные. Худым женщинам рекомендуется носить широкие юбки, собранные в талии, с пышными басками или очень расклешенные – типа «солнце» или «полусолнце», а также юбки в круговую складку, плиссированные и гофрированные.
     К худощавой фигуре идет лиф свободной формы, а также платье типа «фигаро», скрывающее плоскогрудие. Для тонкой, высокой фигуры следует делать лифы с поперечными складками и всевозможными поперечными линиями отделки; хороши также большие воротники, расширяющие верхнюю часть фигуры.
     Для миниатюрной фигуры подходят платья с мелкими деталями: маленький воротничок, мелкие пуговицы, небольшие карманы, короткие баски и т. д.
     Женщинам с узкими плечами и грудью нельзя делать платья прилегающей формы, с пышной баской, рукавами реглан. Им надо делать мягкие лиф и рукава, расширять отделками плечи и грудь.
     Если у женщины короткие ноги, широкие, низкие бедра и низкая талия, ей не следует делать лиф с пониженной талией, закрытым воротом, с широкими поперечными линиями на юбке, так как это удлиняет верхнюю часть фигуры и укорачивает ноги. Нужно выбирать фасон с линиями, поднимающими талию и расширяющими плечи. Мягкие вытачки у талии на лифе и юбке, смягчают такие недостатки фигуры и делают ее более стройной.
     Если ноги слишком полные или, наоборот, слишком худые, – юбки должны быть несколько длиннее обычных. Не следует обнажать также очень худые или чрезмерно полные руки. В этих случаях рекомендуется носить платья с длинными или полудлинными рукавами.
     Женщинам с короткой шеей нельзя делать высоких воротников, иначе будет казаться, что голова уходит в плечи.
     К широкому крупному лицу нельзя делать круглый вырез ворота, повторяющий своей формой овал лица. Вырез «мысиком» или узкое каре удлиняют шею, и лицо выглядит, таким образом, более узким. Круглый же вырез больше подходит узкому лицу.
     Если женщина хочет красиво одеваться, она должна в одинаковой степени заботиться о всех видах своей одежды. Вечернее платье и рабочий халат, спортивный костюм и комбинезон должны быть в одинаковой степени удобными и красивыми.

Федорова Н. В. Полезные советы. Лениздат, 1961 г. Стр. 191-212.