Одежда из дерева и птичьих перьев

Т. Шафрановская

     Человек стал одеваться для защиты от холода, жары, дождя, снега. Древнейшими видами одежды были плащи из листьев и древесной коры. Одежду изготовляли из шкур животных и из птичьих перьев. Позднее человек научился делать ткани из ниток и стал пользоваться шитой одеждой. Молодые и старые, бедные и богатые люди одевались с отдаленнейших времен в одежду разного покроя и разного цвета. У народов различных стран одежда, в особенности в прошлые времена, не была одинаковой.
     Жители островов Океании, Индонезии, Африки, индейцы Центральной и Южной Америки носили и носят сейчас деревянную одежду. Материал, из которого делают деревянную одежду, называется на островах Океании «тапа». Способы изготовления тапы на всех этих островах почти что одинаковы.
     Для изготовления тапы пользуются корой фикуса, хлебного или бумажно-шелковичного дерева. На стволах делают надрезы ножами или другими острыми предметами и снимают с них большие куски коры. После этого отделяют внутренний слой коры, называемый лубом, от наружного, очищают луб скребками и вымачивают. Затем луб раскладывают на деревянной доске и начинают бить по нему деревянной колотушкой. Выколачивание продолжается несколько часов. Продолговатый кусок луба становится почти квадратным. Края куска обрезают острыми предметами – чаще всего острыми раковинами. Куски луба не сшивают, а продолжают бить по ним колотушкой и соединяют таким образом несколько кусков в большие полотнища. Иногда куски луба склеивают. Сшивают их только на острове Пасхи.
     Полученный деревянный материал для одежды, который и назывался тапа, окрашивали или разрисовывали краской, добываемой из корней растений или из ягод. Рисунки на куски тапы наносили при помощи специального штампа, сделанного из листьев папоротника или из дерева. На штампе вырезали рисунок, на него наносили слой краски и отпечатывали на тапе. Иногда тапу окрашивали другим способом – при помощи натирания. Штампы для натирания в прошлом изготовляли из листьев пандануса. Рисунок на листьях вышивали прожилками из кокосовых листьев. Штамп, наложенный на выпуклый рисунок тапы, протирали подушечкой, смоченной в краске.
     Куски тапы, лежавшие на выпуклых частях рисунка, впитывали больше краски и становились темнее остальных. Тапу затем приподнимали, передвигали и рисунок наносили на другую, еще не окрашенную часть, и продолжали таким образом до тех пор, пока весь кусок не был окрашен. Под конец рисунок подправляли и усиливали от руки.
     Существовал ещё способ выдавливания рисунка, который наносили на плоскость деревянной колотушки и потом выдавливали на тапе. Выдавленные рисунки при обычном освещении не заметны. Их видно только, если смотреть на свет, как водяные знаки на бумаге.

     Ткань тапа

     Рисунки, встречающиеся на тапе, выполняются обычно прямыми линиями. Нередко узор воспроизводит линии, похожие на лист какого-либо растения. Старинные рисунки окрашивали только в три цвета – черный, белый и красновато-коричневый.
    Ю. Ф. Лисянский, командовавший во время первого кругосветного путешествия русских мореплавателей (1803–1806 гг.) кораблем «Надежда», писал о рисунках на тапе: «Смешение цветов и отличное искусство в рисунке со строжайшим соблюдением соразмерности прославили бы каждого фабриканта этих тканей даже в Европе».


          Показ фиджийских ковров и ткани тапа для Елизаветы II в 1953 году женщинами в традиционной одежде

     Из тапы делают плащи, юбки, передники, шарфы с бахромой, а также коврики, покрывала. Кусками тапы пользуются и для устройства походных шатров и перегородок в хижинах.
     На островах Таити знатные люди, желая показать свое богатство, надевали одну на другую несколько одежд. Поэтому количество тапы, употреблявшееся на изготовление одежды знатного таитянина, было весьма значительным. Одежда знатного вождя состояла из трех плащей, надевавшихся один на другой. Из них нижний, самый длинный, был белого, средний – красного и верхний, самый короткий, – коричневого цвета. Знатные же таитянки часто обертывали вокруг бедер четыре слоя тапы белого и красного цвета и повязывались поясом, сплетенным из растительных волокон.
     На островах Полинезии женщины только по вечерам носили юбку или передник из тапы, а днем во время работы они надевали юбку из растительного волокна. Такое бережное отношение к одежде из тапы характерно для всей Полинезии и в настоящее время. Это объясняется тем, что деревянную одежду стирать нельзя и ее приходится оберегать от загрязнения.
     В Индонезии одежду из луба для большей прочности прошивали нитками. Здесь простое простёгивание перешло постепенно в художественное вышивание пучками растительных волокон, окрашенных в различные цвета. Чаще всего встречались рисунки рогов буйволов и двух ящериц, обращенных друг к другу спинами.
     Для украшения лубяной одежды индонезийцы нашивали на нее пластинки слюды, наклеивали кусочки материи и смазывали всю одежду соком плодов «ула». От этого сока деревянная одежда становилась блестящей.
     С тех пор, как европейцы стали ввозить в Индонезию, на острова Океании и в Африку ткани, изготовление одежды из дерева сильно сократилось. Но всё же и до сих пор некоторые народы Африки, индонезийцы и жители островов Океании продолжают носить лубяную одежду. Местные жители, работающие в городах, на фермах, почти что полностью перешли на одежду из дешевых хлопчатобумажных тканей. Но в деревнях обычным костюмом, как и раньше, служит деревянная одежда.
     Гавайские острова на Тихом океане, известные испанцам еще в XVI столетии, были посещены в 1778 году английским путешественником Джемсом Куком, совершившим в жизни целых три кругосветных плавания. Английские мореплаватели наблюдали тогда жителей Гавайских островов, которые носили не только деревянную одежду, но и одежду из птичьих перьев. Для изготовления одежды из птичьих перьев мастер делал сперва основу из нитей, полученных из древесных волокон. Нити скручивали, и из них с помощью иглы приготовлялось подобие сети.

     Гавайский шлем из перьев

     Перья привязывали не скрученными, а тонкими нитями. Обвязывали перо несколькими рядами нитей, а потом этой же нитью прикрепляли к ячейке сети. Привязывали перья очень прочно: их можно было сломать, но вытащить из плаща невозможно. Поверхность одежды из плотно прикрепленных друг к другу перьев напоминала мягкий и блестящий бархат.
     Гавайцы делали из перьев не только плащи и шлемы, но и опахала и украшения, надевавшиеся на шею.

               Гавайский плащ из перьев

     Плащи из перьев были легкими, теплыми и очень красивыми. Цвет их алый или золотисто-желтый. Одежду из перьев умели хорошо украшать: по красному полю располагали жёлтые полумесяцы и треугольники, иногда плащи окаймляли линиями из золотистых, зелёных и чёрных перьев. Длина плаща зависела от ранга его владельца. Некоторые плащи свисали до земли, другие были короче и доходили только до пояса. Наряд вождя на гавайских островах дополнялся опахалом из перьев. Рукоятка опахала делалась обычно из костей убитых врагов. Её украшали еще кусочками черепашьего панциря.
     Свои плащи и шлемы гавайцы делали из перьев маленьких красногрудых и желтогрудых птичек с серповидным клювом. Для изготовления только одного плаща надо было поймать несколько сот и даже тысяч таких птичек. Птички жили в горах. Но горные места гавайцы боялись посещать, так как полагали, что в горах обитают злые духи. Только самые смелые гавайцы решались охотиться за птичками. Перья этих птичек были большой ценностью. Они использовались в качестве денег и обменного товара при торговле с европейцами.
     Охотники хорошо знали места, где водились драгоценные птички, время года, когда у птиц было наиболее пышное оперение, и, в особенности, повадки птичек. На охоте не пользовались луком и стрелами, чтобы не портить перьев.

     Известно было, что птички очень любопытны. Чтобы привлечь их любопытство, охотники прикрепляли к какому-либо дереву, растущему в горах, длинный шест.

                                                                                                  Гавайские цветочницы-мамо

Верхний конец шеста намазывали клейким веществом, добывавшимся из дерева. Птички обращали внимание на новый предмет, садились на шест, приклеивались к нему и становились добычей охотника.
     Несколько пойманных птичек связывали и продавали.

     Гавайский плащ из перьев (жёлто-красный)

     Вожди гавайских племен носили плащ и шлем из птичьих перьев при выполнении различных церемоний. В более отдалённые времена такую одежду надевали во время военных столкновений. Одежда из перьев была прочной и служила защитой от стрел, а в какой-то степени даже и от ударов копьями. Вождь, которому удавалось убить или захватить в плен своего противника, брал в виде трофея плащ и шлем побеждённого.
    


                        Мужчина с Гавайских островов в шлеме, 1779 г.

Плащи и шлемы из птичьих перьев стали доставлять с Гавайских островов в Европу. Они считались большой редкостью и ценились европейцами очень дорого.
     В начале XX века за такой плащ платили не менее 4000 рублей. В наши дни плащи и шлемы с Гавайских островов хранятся в этнографических музеях различных стран.
     Всего в музеях Европы и Америки находится около 120 плащей из птичьих перьев. Есть один из них и в нашем Музее антропологии и этнографии имени Петра I в Ленинграде. Это хорошо сохранившиеся королевский плащ и шлем с Гавайских островов из красно-желтых перьев. По красному фону плаща расположены веерообразные узоры из желтых перьев. Широкая золотистая полоса окаймляет плащ. Шлем красного цвета с золотистым гребнем.
     Королевская одежда из перьев была доставлена с Гавайских островов в наш музей в 1810 году директором Российско-американской компании М. М. Булдаковым. Существует предположение, что этот плащ, шлем и накидка были подарены первым королем Гавайских островов Камеамеа I в знак дружбы одному из самых энергичных деятелей Российско-американской компании – А. А. Баранову.
     После посещения Гавайских островов (на обратном пути в Россию) А. А. Баранов заболел и умер, а М. М. Булдаков доставил плащ в музей в Петербурге.
     Сейчас плащ, шлем и накидка из перьев, привезенная с Гавайских островов почти что 150 лет тому назад, выставлены для обозрения в Музее антропологии и этнографии имени Петра I, в отделе музея, который знакомит с жизнью и бытом народов Австралии и Океании.

Шафрановская Т. Одежда из дерева и птичьих перьев // Хочу всё знать!, №2, 1959 г. Стр. 82-86.