Татуировка: ритуал, украшение или пережиток?

Н. Григорович

     Современная цивилизация оставила татуировке весьма скромное место. Но в жизни древних народов она в течение многих эпох играла очень серьезную роль. А у отдельных африканских и полинезийских племен, в большей степени сохранивших старинный уклад, играет ту же роль и сейчас.

   Узоры татуировки (Маркизские острова)

     В древние эпохи нанесение на человеческое тело ритуальных и магических изображений в какой-то мере заменяло письменность. Позже татуировку стали использовать и в практических целях: для передачи тайных сведений, клеймения рабов и преступников, в качестве своеобразных цеховых или кастовых знаков.
     А теперь она стала просто «украшением», но, в отличие от других украшений, с этим очень трудно расстаться. Тот, кто поддался этой «моде» (а время от времени она вспыхивает в разных странах) вынужден ей следовать всю свою жизнь...
     Видов татуировки известно несколько; основные красители, которые применяют для втирания или вкалывания в кожу, тоже известны исстари.
     Одна из самых древних татуировок – рубцевание (скарифакция). Она распространена среди представителей негроидной расы. На темной коже обычные краски не видны, а зажившие рубцы бледно-розового цвета выделяются четко. Скарифакция – небезопасная и болезненная операция. Жрец делает надрезы всем одним ножом, никак не дезинфицируя его; свежие кровоточащие рубцы смазывают специальным снадобьем, которое готовят из коровьего навоза или измельченных сожженных костей священных животных. На месте надрезов часто остаются гноящиеся раны...
     Наиболее широко распространенный способ татуировки – накалывание иглой или заостренной костяной палочкой. В места уколов втирается краска. Такую татуировку применяют на островах Океании, в Северной и Южной Америке, в северных странах. Народы Северо-Восточной Азии прошивают кожу цветными нитями; нити удаляют, а рисунок остается. Иногда используют и прижигание.
     Красители, с древних времен применявшиеся для татуировки, хорошо известны. Это такие вещества, как сажа, белила, земляные краски. Из земляных красок чаще всего используют желтую охру (смесь гидрата окиси железа с глиной) и красную охру (смесь безводной окиси железа с глиной). Раньше использовались и красители, получаемые из минералов, растений, морских организмов: пурпур, сепия, индиго. Потом для татуировки стали брать самые различные красители – анилиновые краски, чернила и даже порох.
     Чтобы яснее представить себе, как менялось, назначение татуировки, обратимся к истории.
     При раскопках доисторических погребений археологи находили окрашенные скелеты, на них сохранилась земляная краска, которой покрывали тела умерших. Красный цвет – цвет солнца и жизни – должен был помочь покойному воскреснуть в загробном мире. У первобытных племен татуировка служила свидетельством возмужания и зрелости, символом печали или радости. Специальный рисунок наносили воинам и охотникам перед исполнением ритуальных танцев, при погребальных церемониях.

   Ритуальная маска с линиями татуировки

     Этнограф Л. В. Шапошникова описывает татуирование прижиганием молодой женщины по имени Недиям из индийского племени тода, живущего в труднодоступных горах Нилгири. (Такой обряд можно наблюдать у некоторых отсталых народов и в наши дни, он почти не изменился с эпохи матриархата. Именно на этой стадии замерло развитие племени тода). «Старая женщина, – пишет Шапошникова, – принесла несколько фитилей, сделанных из тряпок, и положила их на листья. Началась церемония прижигания. Недиям подносила фитили к огню, а потом касалась ими кисти руки. От прикосновения к руке фитили дымились, на коже образовывались черные точки – ожоги. По две точки на каждой кисти... Однако лицо Недиям оставалось бесстрастным и сосредоточенным. Она продолжала эту процедуру до тех пор, пока не кончились все фитили. «Амма, – спросила я старуху, сидевшую рядом, – зачем Недиям прижигает руку?» – «Разве не ясно? Недиям готовится стать матерью. Следы огня на ее руках скажут об этом всем». Ожоги на руке Недиям – знак охраны материнства в древней культуре матриархата. Столь же древним был обычай причинения боли при обряде инициации – испытании и посвящении юношей. Татуировка, нанесенная на тело юноши, являлась знаком его зрелости, готовности к суровой жизни воина, способного стойко переносить испытания.
     Иногда татуировка служила способом унижения человека. Греки, а за ними римляне специальными знаками метили пленных и преступников. Историки сообщают, что печально известный император Калигула таким способом глумился над гражданами Рима, впавшими в немилость. По приказу византийского императора Теофила в эпоху иконоборчества на лбах монахов, не согласных с официальной религией, вытатуировывали позорящие их стихи.
     Наконец, она начинает служить целям рекламы и коммерции. Об одном довольно неожиданном случае использования татуировки в XIX веке рассказывает немецкий писатель Г. Эверс в книге «Индия и я». Он встретился с живой коллекцией визитных карточек. Ее владелицей была пожилая женщина, в прошлом – известная индийская куртизанка. Она просила гостей оставлять ей автографы, а потом относила эти листки своей матери, одной из лучших татуировщиц своего штата. Мать иглой накалывала имена на кожу дочери...

   Татуировка рубцеванием

     В XIX веке татуировки приобретают отчетливо выраженный профессиональный характер. Это были своеобразные «цеховые» знаки: два перекрещенных топора у мясников, сабли у кавалеристов... Среди моряков татуировка получила особое распространение, может быть, благодаря устойчивым суевериям и предрассудкам, характерным для этой профессии. Здесь своеобразно переплелись древние охранительные функции татуировки и ее профессиональная тематика – изображение якорей, кораблей, летящих под парусами, черепов со скрещенными костями (воспоминания о пиратах)». Они должны были предохранить суеверных мореходов от гибели в волнах. В эпоху парусного флота каждый уважающий себя моряк имел на груди изображение своего любимого корабля.
     Так было совсем недавно. Но обычай ритуального татуирования у ряда племен Азии и Африки сохранился до сих пор. Бороться с этим удивительно живучим пережитком детства человечества приходилось даже правительствам.
     В августе 1967 года Совет Министров Дагомейской республики принял закон, запрещающий жителям страны наносить на тело ритуальную скарифакцию. Министр юстиции Грегуар Гбену прокомментировал этот законодательный акт: «Главная цель нового закона – национальное единство; не менее важен и другой аспект – укрепление национальной эстетики».
     В Африке это понятно. Удивительно, но аналогичными проблемами был озабочен в 1966 году... датский парламент. Проект датского закона предусматривал: запретить татуировщикам «украшать» молодых людей моложе двадцати лет и заниматься своим «искусством» после пяти часов вечера... На запрос, чем вызвано это ограничение во времени, авторы проекта разъяснили: «Потому что люди обычно выпивают вечером. Выпив, некоторые впадают в искушение сделать себе татуировку. А утром, как правило, сожалеют о содеянном».

Григорович Н. Татуировка: ритуал, украшение или пережиток? // Химия и жизнь, 1971. № 10. Стр. 87-89.