Влияние женских образов в СМИ на удовлетворенность женщин собственным телом

Палуди М.

     Перечислите три характеристики, которые вам нравятся в вашем теле.
     Почему они вам нравятся?
     Теперь перечислите три характеристики, которые вам не нравятся в вашем теле.
     Почему они вам не нравятся?
     Вы считаете, что ваши представления сформированы на основании культурных норм красоты и привлекательности? Почему? Вы считаете себя:

     • худой;
     • слишком полной;
     • у вас нормальный вес.


     Если вы считаете, что у вас избыточный вес, сколько килограммов, как вам кажется, вам надо сбросить?
     Вы спрашивали у врача о том, какой вес для вас идеален? Почему?
     Теперь полистайте журналы, такие как Cosmopolitan, Vogue, Essence, Glamour and Allure. Обратите внимание на рекламу в этих журналах. Вы видели рекламные лозунги такою рода:

     • Еще сексуальнее – и более красивая грудь.
     • Вам мешают уродливые шрамы?
     • Удаление волос с тела навсегда.
     • Без всякой диеты я сменила размер от 16 до 4.

     Вы считаете, что в журнальной рекламе присутствует сексизм? Есть ли полные женщины в рекламе? Если вы все же видите полных женщин на фотографиях в журналах, изображают ли их рядом с мужчинами? Они улыбаются? Сидят в одиночестве? Они изображены вместе с другими полными женщинами?
     Как пишут Ланис и Коуэлл (Lanis & Covell,1995), в североамериканской культуре начиная с 1970 года в рекламе стали гораздо чаще использовать женщин как сексуальный объект. Женщины редко имеют отношение к продукции; их изображают в рекламе только из-за физической привлекательности и сексуальности. Например, на откидном верхе машины изображена молодая женщина. Она не ведет машину, а соблазнительно лежит с бутылкой спиртного в руке.
     Как уже отмечалось в прессе (MRTW, 1997), реклама для цветных принтеров Epson сексуально эксплуатирует женщин. В одной из таких реклам изображена женщина в купальнике. Сопроводительный текст советует нам присмотреться внимательнее: женщина носит «скопированный» купальник поверх настоящего. Итак, фирма Epson использовала женщину для демонстрации качества принтеров.
     Мы все сталкиваемся со стереотипами о СМИ, в частности, со стереотипами в женских журналах и на телевидении. На основании информации в СМИ мы формулируем идеи о роли женщин в обществе. Так, программа «Дети сегодня» (1997) занималась изучением мнений детей в возрасте от 10 до 17 лет, в частности, о том, какой информацией о мужчинах и женщинах они располагают на основании телевизионных передач. Дети и подростки сообщали, что мужские телевизионные персонажи вели себя как лидеры, занимались спортом, хотели, чтобы их целовали и занимались с ними сексом. По мнению детей, для женщин па телевидении характерно следующее: они беспокоятся о своей внешности и весе, плачут и флиртуют. 69% девочек и 40% мальчиков отметили, что они хотели быть похожими на телевизионного персонажа. Еще важнее, наверное, то, что 31% девочек и 22% мальчиков на практике изменили свою внешность, чтобы быть похожими на телегероев.
     Еще одно исследование показало, что девушки и женщины чувствуют неадекватность, сравнивая себя с образцами женственности в масс-медиа (Kilbourne, 1999). Они недовольны своим телом, волосами, зубами, весом, размером груди и ростом (Jackson, 1992; Wolf, 1991).
     Конечно, этот эксперимент не означает, что реклама становится причиной расстройств питания. Тем не менее женские образы в рекламе действительно разжигают ненависть девушек и женщин к собственному телу. Как отмечала Килбурн (Kilbourne, 1999), рекламные образы формируют у женщин нездоровые и негуманные установки по отношению к питанию, собственной привлекательности и худощавости.
     Многие девушки-подростки считают, что они слишком толсты; в отличие от них мальчики редко испытывают подобные чувства. Девушкам-подросткам кажется, что они должны препятствовать нормальным физическим изменениям, происходящим в процессе перехода к половой зрелости, в частности, перераспределению веса, поэтому они часто истощают организм диетами (Dyer & Tiggermann, 1996; Pipher, 1994).
     Девушки и женщины склонны наносить себе физический вред ради достижения неуловимой «женственности» (Fallon, Katzman & Wooley, 1994; Wiederman & Рrуоr, 2000). Поскольку в нашем обществе очень высоко ценится и вознаграждается красота, то нет ничего удивительного в том, что многие женщины стремятся иметь молодое и красивое тело. Один из способов добиться этого – похудеть. Поэтому женщины постоянно сидят на диетах, посещают фитнесс-центры каждый день или неделю и стараются быть похожими на «фотомодель»: они стремятся стать высокими блондинками на грани истощения (Kempa & Thomas, 2000; Striegel-Moore & Smolak, 2000; Тhompson, Sargent & Kemper, 1996). Зачем они это делают? Сьюзан Браунмиллер так отвечает на этот вопрос:

     ... Внешность – основное оружие в соперничестве женщин. Внешность, а не успех, демонстрирует достоинство женщины и ее привлекательность для мужчин. Женщина в своем стремлении приблизиться к идеалу вооружается для войны с соперницами: раньше это были корсеты, а теперь диета из творога и сельдерея. Женщина никогда не использовала в своей борьбе металл или мускулы, а как это ни парадоксально, преувеличивала физическую ранимость, которая успокаивала мужчин (а не угрожала им). Поскольку женщина постоянно думает о своем теле и его частях, она никогда не может освободиться от застенчивости. Женщина не чувствует полного удовлетворения и не чувствует себя в безопасности, так как в отчаянии она стремится к идеалу совершенной внешности, назовем это женским тщеславием, и именно тщеславие ограничивает свободу сознания женщины (Brownmiller, 1984, рр. 50-51).

     Ответ на вопрос о том, зачем женщины наносят себе вред, пытаясь завоевать одобрение общества, заключается во взаимосвязи между успехом и женственностью. Например, Бретт Силверстайн и ее коллеги (Silverstein, Perdue, Wolf & Pizzolo, 1988) указывали, что некоторые формы расстройств питания обусловлены представлениями женщин о том, что интеллектуальный и профессиональный успех женщины – это ее недостаток, а не достоинство. В пользу этой гипотезы говорят следующие доказательства: 1) родители женщины придерживались традиционных сексистских установок о женщинах и их роли; 2) матери этих женщин не одобряли их выбор карьеры; 3) отцы женщин считали своих жен неумными и 4) брат (братья) женщины считались самыми умным(и) в семье.
     Психологи Линда Джексон, Линда Салливан и Рональд Росткер, используя оригинальный опросник о взаимосвязи «я» и «тела» (Body-Self-Relations-Questionaire), выяснили, что женщины с любой ориентацией, как андрогинной, так и феминной, придавали большое значение своей физической внешности: «женщины с ярко выраженной женственностью считают привлекательную физическую внешность преимуществом в межличностном общении, в области, которая для них наиболее важна» (Jackson, Sullivan & Rostker, 1988, р. 440).
     Лаура Браун (Brown, 1987) утверждает, что женский страх перед полнотой, искаженное представление о собственном теле и плохое питание – результат конфликта между желанием быть здоровой и следованию принципам, основанным на мужских предубеждениях, определяющих поведение женщин:
     1. Маленькая значит красивая.
     2. Слабое тело – это хорошо.
     3. Женщина не имеет права открыто заботиться о себе.
     4. Женщинам нельзя открыто проявлять спою силу и власть.
     5. Женщины ценятся только тогда, когда они твердо придерживаются первых четырех правил.

     Знакомьтесь: доктор Линда Джексон

     По словам доктора Джексон:
     В исследовании по физической привлекательности я старалась продемонстрировать, что ее значение и влияние зависят от пола человека. Особенно интересно, как привлекательность женщин и мужчин влияет на их работу и отношения на рабочем месте. Исследования и теория прошлого неоднозначно оценивают физическую привлекательность женщин. С одной стороны, очевидно, что женщина, работающая в исключительно «мужской сфере», должна быть привлекательной, и эти данные вполне объяснимы с социокультурной точки зрения. С другой стороны, очевидно, что в сфере квалифицированного труда привлекательность составляет достоинство, и эти данные можно объяснить с социобиологической точки зрения. В будущем необходимо будет объяснить, является ли привлекательность профессиональным преимуществом пли помехой для женщин и почему привлекательность более важна для женщин, чем для мужчин.


<…>

     Итак, многие женщины считают, что лишний вес отталкивает друзей, особенно приятелей мужского пола и сексуальных партнеров. Некоторые психологи указывают, что люди негативно относятся к располневшим женщинам (и сами располневшие женщины начинают хуже относиться к самим себе, когда набирают вес) (Rothblum, 1992). Ротблум провела обзор исследований, изучавших установки по отношению к полным женщинам. Она обнаружила, что: 1) студенты колледжа считают, что полные женщины менее активны, не так умны, трудолюбивы, успешны, спортивны и популярны, как стройные женщины; 2) когда студентов просили оценить категории людей в качестве возможных партнеров но браку, то они ответили, что скорее женятся на растратчице, кокаинистке, воровке и слепой женщине, чем на толстушке; 3) хозяева домов и квартир реже сдают квартиры и дома полным, чем неполным женщинам и 4) врачи считают полных женщин слабовольными и неуклюжими.
     Женщины с избыточным весом (overweight) (то есть такие, которые весят, по крайней мере, на 20% больше рекомендуемого веса) не обязательно едят больше женщин со средним весом (Fodor & Thal, 1984; Wooley & Wooley, 1980). Женщины с избыточным весом, сбавившие его за счет диет, скорее всего, снова приобретут прежний вес. Обмен веществ у женщин сильно меняется после того, как они садятся на диету, организм функционирует за счет меньшего количества калорий (Rodin, Silnerstein & Striegel-Moore, 1985). Однако многие женщины вместо того, чтобы смириться с этим биологическим фактом, обвиняют себя, что у них недостаточно «силы воли» и они «не могут» похудеть. Как творят сами женщины:

      Я помню, как мне отчаянно хотелось есть, но я знала, что если стану есть, то потерплю неудачу.
     Так же как и для рабочего его оружием в стычках с менеджерами становится труд и угроза забастовки, так и мое тело было последним оружием в борьбе за самостоятельность. Это была единственная вещь, которой я владела и которую у меня нельзя было отнять... Я нашла сферу в моей жизни, над которой не властны другие... То, что происходило в моем теле, было нереальным и лишено смысла, так же как и события в окружающем мире. Это были части единого целого, целого без частей. Я превратилась в сгусток чистой воли, и единственным моим стремлением было победить других и справиться с хаосом их противоречивых требований.

     Исследование Феррон (Ferron, 1997) доказало, что американские девушки-подростки чаще француженок убеждены, что могут добиться физического совершенства. Американки верят, что такие черты характера, как сила воли, приверженность правилам, смелость и самоуверенность, помогут им. Феррон отмечает, что американские девочки-подростки чаще, чем француженки, наносили вред своему здоровью, соблюдали несбалансированные диеты, страдали от расстройств питания. Большинство американских и французских мальчиков-подростков были удовлетворены своим ростом и весом. Однако 75% американских девочек и только 25% французских девочек указывали, что они были бы гораздо счастливее, если бы имели «безупречное тело». Они считали, что счастье человека заключается в большом количестве друзей, легкой жизни и получении одобрения и любви со стороны сверстников.
     По данным исследования Гальперн и ее коллег, последняя составляющая особенно важна для девочек-подростков (Halpern, Udry, Cambell & Suchindran, 1999). Девочки-подростки указывали, что наличие мальчика- друга имеет для них большое значение, а стройность очень важна для популярности и приобретения дружбы и любви. Гальперн и ее коллеги отмечали также, что как афро-американцы, так и белые девочки-подростки думали, что у полных девушек меньше шансов получить приглашение на свидание.
     Эмпирические данные подтверждают, что у чернокожих девочек-подростков чаще возникают расстройства питания по мере того, как они ассимилируются в культуре белых (Striegel-Moore, Schreiber, Lo, Crawford, Obarzanek & Rodin, 2000). Девочки-подростки считают, что наличие избыточного веса отталкивает друзей, особенно мальчиков, и потенциальных партнеров для свиданий.
     Если женщина будет стремиться к физической красоте в ее мужском понимании, то очень вероятно, что такое желание быть красивой нанесет вред здоровью (Davis, Claridge & Fox, 2000; Wiederman & Pryor, 2000). Так, например, слишком суровая диета иногда заканчивается летальным исходом.
     Прямые и косвенные сообщения в СМИ, касающиеся женщин и их роли во взаимоотношениях на работе или с сексуальными партнерами, деструктивны для здоровья девушек и женщин.

Палуди М. Психология женщины. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. Стр. 161–167.