Восприятие внешности человека на фотографии

Бергер А.

Фиксирование внешних данных и приукрашивание фотографий

     Фотоснимки подозреваемых и заключенных максимально просты и направлены на то, чтобы зафиксировать внешние данные конкретного человека. В портретном же жанре фотограф старается передать образ, характер и индивидуальные особенности изображаемого человека. Иногда это выглядит как приукрашивание объекта фотографирования. Эти два противоположных подхода – фиксирование внешних данных и приукрашивание – определяют работу фотографа, которому часто приходится искать нечто среднее.
     На фотографии изображена красивая молодая женщина (балерина по профессии). Она улыбается и смотрит прямо на нас. Она ерошит волосы. Этот жест считается невербальной формой общения с эротическим оттенком. Ее лицо выражает радость. Зрачки ее глаз немного расширены – признак неосознаваемого сексуального интереса и возбуждения.
     Определенные сцены, истории или личности, которые стали неотъемлемой частью нашей культуры, ассоциируются с историями сильной любви или страсти, например Клеопатра, Ромео и Джульетта, Елена Прекрасная, Мэрилин Монро и т. д. – список бесконечен. Тони Шварц в книге Responsive Chord («Чувствительные струны души») пишет следующее.

     Одна из самых важных наших задач состоит в том, чтобы найти комплекс стимулов, которые были бы созвучны уже заложенной в человеке информации, и таким образом возбуждали бы стремление обучаться или определенные поведенческие проявления. Резонанс происходит в момент, когда определенные стимулы, используемые в процессе коммуникации и представленные зрителю или слушателю, взывают к соответствующему значению. То, что мы используем в процессе коммуникации, само по себе не имеет никакого значения. Процесс коммуникации приобретает значение только благодаря тому, что стимулы участников процесса взывают к предыдущему опыту зрителя или слушателя (Schwartz, 1974; р. 24-25).

     Портрет Элайны Альбертсон. Обратите внимание на лучезарность и выразительность ее улыбки, соблазнительность ее позы и на ее взгляд, сосредоточенный на зрителе.

     Другими словами, фотографии (преимущественно рекламного содержания), которые мы ежедневно видим или рассматриваем, являются стимулами, «активирующими» эмоциональную реакцию человека за счет «игры на чувствительных струнах души». Эти фотографии (как и реклама в целом) вызывают необходимый эффект с помощью того, что уже заложено в сознании человека, его культурного багажа, запаса знании, накопившихся во время учебы и приобретения жизненного опыта.
     Важно здесь и скрытое недовольство собой, испытываемое большинством людей, так же как и человеческие мечты о лучшей жизни (что можно осуществить, как утверждается в рекламных роликах или объявлениях, в случае приобретения рекламируемого товара). Таким образом, жизнь человека проходит между простым формальным фотоснимком, отображающим обыденность, и приукрашенным портретом, символизирующим радостную, великолепную жизнь, наполненную любовью и нежностью.

Позирование: фигура и фон

     Многие фотографии делаются случайно и становятся, таким образом, напоминанием о событиях того дня, когда был сделан такой снимок. Однако для другого типа фотографий, в частности для фотопортрета, необходимо позирование. Нам часто кажется, что мы способны постичь человека и его характер, глядя на лицо, как будто на нем отображен весь жизненный путь и опыт индивида. Частично это отвечает истине, но во многих случаях позирование отображает не столько свойства характера, сколько саму личность человека. Понятие «личность» происходит от слова «личина» – маска. Наши личности – это маски, в которых мы являем себя миру, и фотография обычно запечатлевает именно маску, а не действительную сущность человека.
     Как же мы обычно «прочитываем» фотографию, стараясь понять личность или характер человека? (Точнее сказать: «Какие ошибки мы делаем при «прочтении» фотографии, стараясь понять личность и характер человека?») Во-первых, мы определяем некоторые характеристики, включая, скажем, социальное положение изображенной на фотографии особы, анализируя фон. Например, фотопортреты юристов обычно снимают в офисе на фоне многочисленных томов юридических книг, символизирующих все знания (а вместе со знаниями и определенную социальную силу), которыми обладает изображаемый на фотографии человек. Фоном на фотографиях бедняков служат их жалкие, убого обставленные лачуги. Этот фон помогает зрителю определить, кто изображен на нем. Таким образом, фон и объекты, ставшие его частью, помогают понять, что представляют собой люди, изображенные на фотографии.
     Во-вторых, на интерпретацию фотоизображения влияет внешность человека. Существует целый ряд устоявшихся представлений об определенных внешних качествах человека и о том, какие черты человеческого характера они могут отображать (вспомним, например, представления о блондинках или о людях со «слабым» подбородком, о толстых и худых, «длинных» и «коротышках»). Некоторые устоявшиеся условности объясняют значения того или иного выражения лица, жеста или определенной позы. Мы пользуемся этими знаниями, когда рассматриваем людей, изображенных на фотопортретах. Еще один способ подачи информации – выражение лица, например улыбка, сдвинутые, нахмуренные брови, взгляд, выражающий загадочность или стоическую покорность судьбе. Обладая способностью выражать своей мимикой различные эмоции, мы таким образом общаемся с окружающими.
     В-третьих, интерпретировать и «читать» фотографии помогает «язык тела». Мы не можем не осознавать существование целого мира невербальной коммуникации, осуществляемой постоянно, независимо от того, говорим мы что-нибудь или нет. Другими словами, «языком тела» передается огромное количество сигналов, которые можно так или иначе интерпретировать. Кроме выражения лица и «языка тела», человек для выражения своих чувств и эмоций использует различные вспомогательные средства, так называемый реквизит (в театральном значении этого слова). К наиболее важному реквизиту принадлежат следующие атрибуты.

1. Прическа. Например, стрижка «ежик», прическа в стиле «панк», длинные волосы, строгая прическа пли элегантная укладка – каждая из них подает определенную информацию о человеке, использующем один из этих «реквизитов». Женщина с длинными прямыми волосами производит совершенно другое впечатление, чем женщина с короткими кудряшками. Мы оцениваем людей подчас по их прическам, по тому, насколько они отвечают современной моде. Основываясь на подобных наблюдениях, мы относим того или иного человека к «прогрессивным» людям или к безнадежным консерваторам.

2. Очки и форма оправы. Форма оправы очков, которые носит человек, способна многое рассказать об образе его жизни. Теперь, когда контактные линзы настолько распространены, человек, который предпочитает косить очки, по-видимому, стремится создать с помощью этого определенное впечатление.

3. Стиль одежды. Стиль одежды, как, наверняка, каждому из нас известно, также дает огромное количество информации о человеке. Существует много различных стилей одежды. Подумайте, например, о различиях в образе жизни и профессии двух человек, один из которых носит дорогой элегантный костюм-тройку, а второй – футболку и джинсы.

4. Украшения. Какое впечатление, например, производит мужчина, который носит серьги? Подумайте о значении обручальных и других колец. Украшения или их отсутствие также рассматриваются как важный реквизит.

5. Макияж. Сильно накрашенная женщина выглядит, безусловно, иначе, чем женщина без макияжа. Длинные, отполированные ногти создают женщине определенный образ, ассоциирующийся с достатком и «шиком».

6. Портфели, «дипломаты», сумки и т. д. Эти объекты также создают определенное впечатление. Люди используют их для поддержания того образа, который они для себя избрали. Рассматривая фотографию какого-нибудь человека или группы людей, необходимо сфокусировать внимание на различных деталях, чтобы полностью понять значение информации, заключающейся в рассматриваемом фотоснимке. Мы используем различные выражения лица, «язык тела», одежду, манеру одеваться и различные объекты, реквизитные средства, пытаясь создать у окружающих определенное впечатление о себе. Правильное «чтение» фотографий основывается на информации, которую можно назвать культурной и потребительской грамотностью. Например, упустив из виду эмблему или фирменный знак элитного итальянского дома мод, размещенный на портфеле, мы не сможем получить ту информацию, которую хозяин упомянутого портфеля хотел донести до окружающих.

Бергер А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М.: Издательский дом "Вильямс", 2005. С. 109-112.