История ношения муфты

О. Поликарпова


     Сегодня муфта – редкий и причудливый гость на дефиле, но ещё в 40–50-х гг. XX в. она была обычной повседневной вещью, а когда-то соболья либо горностаевая муфта служила предметом гордости любой знатной дамы или сановника.

     Гравюра из журнала мод. Франция. 1791 г.

     Муфта появилась в XVI в. в роскошной, зябнущей по вечерам Венеции как порождение причудницы моды, соединившей вместе два воронкообразных манжета рукавов. И мужчины, и женщины носили муфту обычно на шнурке.

                                      Джан Доменико Тьеполо. Роспись виллы Вальмарана. Виченца.

     В XVII столетии муфты из шёлка, бархата, парчи, подбитые куницей, соболем, белкой, выглядели роскошно. По краям мех выпускался наружу, образуя отвороты, а сама ткань отделывалась вышивкой или кружевом. Модники аристократы заказывали себе муфты, как и другие аксессуары, в соответствии с костюмом. Существовали даже траурные муфты из чёрного крепа. Простые горожанки прятали руки в муфты из бархата, набитые паклей, шерстью или пером. Дамские муфты конца XVII в. невелики. Их любили украшать розеткой из лент, причём свисающие концы иногда обшивали золотой или серебряной бахромой, а в центре розетки помещали драгоценные камни, жемчуг. У мужчин считалось элегантным носить большие муфты на талии: пояс из плетёной шёлковой тесьмы продевали через серебряное шли позолоченное кольцо, пришитое посередине муфты, и застёгивали пряжку на левом боку. Мужская муфта отнюдь не отличалась строгостью и простотой: на ней, как и на женской, красовались пучок лент или кружева. В конце столетия в большой моде были муфты из шкур экзотических животных – тигра и пантеры (внутри использовали мех попроще и подешевле); подобные образцы можно видеть даже на портретах священнослужителей.

                                    Справа: Никола Боннар. Галантная пара на прогулке. 1693 г. Национальная библиотека. Париж. У мужчины – муфта и шляпа для поклонов.

     Слева: Диего Веласкес. Инфанта Маргарита в голубом. 1651–1673 гг.

     Муфты любили и на Руси, где их называли рукавами. При изобилии пушнины целиковые меховые муфты в представлении русских не казались богатыми. На верхнюю часть шли аксамит, алтабас, бархат, атлас, байберек, камка, украшенные в дополнение вышивкой золотными и серебряными нитями, кружевом из таких же нитей, жемчугом и блёстками. Мех брали самый разный, в зависимости от достатка: соболя, лису, горностая, белку, бобра, овчину и т.д.
     Простые люди также иногда носили муфты из недорогих тканей и меха, но гораздо чаше пользовались рукавицами или прятали натруженные руки в длинных рукавах одежды.

     Венцель Холлар. Набор аксессуаров для женщин: муфты, перчатки, платок, веера, воротники. 1647 г.


                                    Справа: Корнелий де Бруин. Знатная русская девушка. 1714 г.

     Муфты русских царей и цариц поражают богатством материалов и декора даже в описании: «рукав отлас золотной, аксамичен золотом, испод лисей, опушен соболем»; «отлас Виницейской серебрен, по нем травы золоты, в травах репьи серебрены; испод и опушка пластинчатые соболья». Сторона муфты, выставленная на обозрение, и сторона, невидимая глазу, различались: на подбивку пускали менее красивую часть шкурки – чрева, душки, пупки; опушка же была из более качественного и дорогого меха. В XVI–XVII вв. муфты имели узкую, вытянутую форму и всегда шились мехом вовнутрь.

     Маскарадный костюм в стиле эпохи Генриха III. Гравюра. XVIII в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

     В XVIII столетии муфты и в Париже, и в Петербурге, следуя уже общеевропейской моде, делались то меньше, то объёмнее.

                                 Гравюра из журнала мод. 1786 г.

Даме муфта стала просто необходима, так как открытые по моде того времени на две трети руки не согревали ни мантильи, ни митенки. Помимо традиционных материалов муфты начали делать из птичьих перьев, в том числе лебяжьих и петушиных. Нередко встречались муфты из шёлковых материй, набитые пухом, шерстяной или хлопковой ватой, расшитые шёлком, синелью и пайетками. В отделке на смену стилизованным цветочным орнаментам в эпоху неоклассицизма (80-е гг. XVIII в.) пришли реалистические сюжеты, галантные сцены, помещённые в изящных медальонах.

     Гравюра из журнала мод. 1793 г.

     В конце столетия муфты разрослись до огромных размеров, особенно приветствовались меха с длинным ворсом: когда такую муфту держали на уровне груди, она могла достигать колен. Тем не менее их носили по возможности все и всюду – дамы, кавалеры, дети на улице и дома.

                                 Гравюра из журнала «Московский телеграф». 1827 г.

Модные гравюры и карикатуры дают представление о том повальном увлечении. Каких только муфт не попадалось: узкие, в виде бочонка, цилиндра, в форме огромного яйца, из ангорской козы, песца, белого и бурого медведя, сибирского волка и т. д. Иногда использовали меха нескольких цветов, собирая детали в виде ромбов, в шахматном порядке или соединяя полоски различной ширины и фактуры.

     Гравюра из издания «Артистическая мода». Париж. 1877 г.

     В XIX в., по мере того как мужской костюм становился всё строже, муфта превратилась в сугубо дамский аксессуар.
     В 30–40-х гг. XIX в. самыми желанными для модниц считались муфты из горностая, но не все могли себе позволить такую роскошь, поэтому «королевский» мех часто имитировали: к белым кроличьим шкуркам пришивали «хвостики» из меха. Стоит заметить, что к подобным хитростям прибегали и раньше, и не только из-за нехватки средств. В собрании Кенсингтонского дворца (Лондон) хранится королевская мантия, сделанная именно таким способом.

                                                                         Гравюра из журнала «Gazette du Bon Тоn». 1913 г.

     Очень большие муфты носили в 10-х гг. XIX в., но, в отличие от моды более чем столетней давности, при огромном размере они не «раздувались» в ширину, а казались почти плоскими. Выбирая самый красивый мех, шкурку для муфты употребляли полностью: на передней части красовались головка зверька с искусно имитированными стеклянными глазками и свешивающиеся лапки, а из-под них виднелся хвост.
     Стремительный ритм жизни XX столетия практически вытеснил из обихода этот симпатичный уютный предмет, но он нет-нет да и появляется на подиумах, а порой и на улицах городов.

Мир вещей. М: Аванта+, 2003. С. 350–353.