Эталоны привлекательности в современной культуре

Ж. Вигарелло

     Современное телевидение предоставляет нам важные образцы для подражания. Пожалуй, самый яркий поставщик таких образцов – реалити-шоу, в которых снимаются обычные люди в повседневной, бытовой обстановке. Например, такое шоу, как «Лофт-стори» (Loft Story1), учит зрителя многим вещам: как говорить, что делать, как вести себя и как выглядеть в самых различных ситуациях. Представленные в реалити-шоу модели личностей воспринимаются как типы.

     Лоана, победившая в шоу «Лофт-стори» (аналог реалити-шоу «Большой Брат») в 2001 году.

Зрители копируют их манеры, приобретая определенные «поведенческие навыки»2, привычки, изучают и примеряют на себя психологические типы личности, демонстрируемые на экране. Участники реалити-шоу – такие же люди, как телезрители. Это позволяет зрителю отыскать на экране, среди себе подобных, те жизненные ориентиры, которые социальные институции уже не должны ему навязывать: «Я смотрю, что делает тот или иной человек в определенной ситуации, и размышляю, как поступил бы я на его месте»3. Впрочем, для зрителя реалити-шоу такой выбор является скорее неизбежным, чем хорошо продуманным.
     В эстетике действует тот же принцип: образцы внешнего вида множатся до бесконечности, достигая самых крайних пределов, как в передаче «Это мой выбор» (C’est mon choix), где «гордящиеся своей полнотой гедонисты» противопоставляются «накачанным фанатам фитнеса»4. Индивидуализация становится непременным условием эстетичности облика, в этом отношении общество достигло консенсуса. Люди, попавшие на телевизионные экраны, испытывают не что иное, как «острое и интенсивное ощущение собственного существования»5, поскольку их оригинальность впервые получает общественное признание.
     Вместе с тем реалити-шоу, как и все современные СМИ, напоминают о существовании стандартных образцов красоты, о нормах, которые сохранились, несмотря на сегодняшнее многообразие выбора. В наше время общепринятый стандарт красоты сводится к гармоничному силуэту, легким движениям и пропорциональному весу тела. Наличие этого стандарта подтверждается тем, что именно так выглядели победительницы шоу «Лофт-стори», первой из которых в 2001 году стала Лоана, щеголявшая светлыми волосами и демонстрировавшая публике стройное тело с красивыми очертаниями. О существовании стандартов свидетельствует также сопровождавшая победу участниц реалити-шоу рекламная кампания, в рамках которой каждому победителю создавали виртуального клона. В частности, был создан персонаж «Лоана Крофт» – нарисованная в компьютерной графике певица, прообразом которой послужила Лоана из «Лофт-стори». Труднодостижимые в реальности параметры фигуры виртуальной певицы демонстративно выставлены напоказ: рост 1 м 68 см, вес 48 кг, объемы тела 90 см – 58 см – 88 см, подчеркнутая стройность достигнута за счет уменьшения веса по отношению к росту, линии сформированы увеличением разницы между окружностью бедер-талии-груди6. Лоана Крофт – квинтэссенция сегодняшней модели красоты: стройные ноги, заметно выделяющийся таз, удлиненная фигура, струящийся силуэт, созданный из набора цифр и фактов. Сегодняшний идеал красоты существенно отличается от идеала «Безумных» лет – в особенности по таким параметрам, как размер талии и вес:

Идеальный силуэт для женщины ростом 1,68 м, 1933 и 2001 годы7

Журнал «Ваша красота» (1933)

Вес - 60 кг
Грудь - 88 см
Талия - 70 см
Бедра - 90 см

Лоана Крофт (2001)

Вес - 48 кг
Грудь - 90 см
Талия - 58 см
Бедра - 88 см

     О современных представлениях о худобе, жестких требованиях к параметрам тела и невероятной способности этих идей быстро распространяться среди населения написано немало8. Однако не так важны строгие параметры худобы, как ее место в сознании людей и ее значение: сегодня ровные, прямые линии тела воспринимаются как гарантия хорошего функционального состояния организма, залог элегантности и подвижности. Сходные характеристики запечатлены в языке, в устойчивых словосочетаниях: «стройный, подтянутый, энергичный»9, или «кошачья походка, изящный силуэт»10, или «вытянутые, острые линии тела, от которых так и веет бодростью»11. Еще один пример из женского журнала Biba. В 2004 году вышел номер с шаблонным заголовком: «Специальный выпуск о стройности: меньше килограммов, больше сил»12. С ним перекликается название книги «Тысяча ответов на вопросы о женщине и ее теле», где тема красоты начинается с проблемы целлюлита и противопоставления «молодящей худобы» «стесняющей полноте»13. Активная красота свергла отжившую свой век красоту декоративную: причем активность проявляется не столько в рисунке линий тела, сколько в силе и динамике отточенной фигуры, указывающей прежде всего на трансформацию женственности: отныне в женщинах ценится профессиональная мотивация14, работоспособность, подчеркнутые внешние проявления независимости и легкости. Таким образом, современная «красота стройного тела» – завершающий этап слияния телесной эстетики с повседневной деятельностью: начальным этапом послужила классическая красота, сформировавшая представление о гармонии между внутренним и внешним15, за этим последовал уточняющий этап - романтическая красота, изменившая способ демонстрации тела, сделав плоть более заметной под одеждой16; следующим, конкретизирующим этапом стали «Безумные» годы17, когда утвердился стиль «женщины-подростка» с отсылками к открытому небу, свежему воздуху, отдыху и с окончательным отказом от искусственно подчеркнутых изгибов тела; наконец, сегодняшнее бурное развитие музыки, танца, ритмизованное восприятие визуальных образов завершило процесс слияния телесной эстетики с повседневной деятельностью, изменив референции красоты, сделав ее более подвижной.
     Все это говорит о том, что господствующую сегодня норму худобы трудно понять вне многих референций: это универсум движения, ритмов, звуков современной культуры, двойного регистра критериев красоты, для которого одинаково важны эротичность и функциональность облика: эстетичное тело должно быть чувственным и активным одновременно. Такой тип красоты широко распространен и даже стал массовым, несмотря на то что о нем мало пишут и говорят; он часто встречается на телеэкранах, в музыкальных клипах, в бытовых сценах реалити-шоу; он сформировался под влиянием молодой культуры, сделавшей «обитаемый мир» музыкальным18. Важность его огромна: посмотрите на скользящие па Брижит Бардо в фильме «И Бог создал женщину», ее безудержный экстаз в танце мамбо под барабанный аккомпанемент Карлоса Вальдеса19, 20 на сногсшибательные волнообразные линии Мэрилин Монро, ее тело, обернутое в искрящееся золотое платье в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок»21; или же на самый настоящий взрыв молодости в популярной рекламе 1980-х годов, где стройная блондинка преодолевала поверхность длинного стола за несколько синкопированных шагов, демонстрируя ловкость своего тела и (на более приземленном уровне) преимущества нового дезодоранта. Все эти сольные, независимые танцы созданы словно бы для того, чтобы воплощать самые неожиданные проявления мобильности, и – особенно – для того, чтобы вписать в само тело признаки энергичности. Танец раскрывает поливалентность сегодняшней постройневшей красоты: большее принятие физиологической привлекательности, повышение эстетической ценности контроля над телом, важность динамики.
     Искусство формировать пространство вокруг себя становится неотъемлемой частью красоты –наряду со способностью оживлять обстановку одним своим появлением: так, считалось, что Мэрилин Монро обладает даром «скорее расширять пространство, чем занимать его»22. Еще один пример – ежегодные статьи о модных показах, на которых уверенно и бодро дефилируют манекенщицы, покачивая бедрами в такт ритмичной музыке: в 2002 году в газете «Мир» писали, что коллекция модного дома Valentino «вдохновлена танцем»23; в 2003-м по тому же поводу сообщалось, что «в одежде от Valentino есть свой ритм, он создается шелестом атласных юбок»24; наконец, в 2004-м читатели той же газеты в очередной раз узнавали, что «в шелесте шелковых юбок от Valentino определенно есть свой ритм»25.
     Музыка и экран предоставляют нам коллективные образцы для подражания. Вместе с тем в каждом таком образце подчеркивается индивидуальность и благополучие. В самых современных формах красоты сосуществуют именно эти два аспекта: индивидуальный и коллективный. Такой дуализм – редко удостаивающийся внимания исследователей, но при этом ярко выраженный – отличает сегодняшнюю культуру: сегодня, как представляется, созданы все условия для главенства личного выбора, чтобы, если возможности совершенствования красоты окажутся «ограниченными», ответственность за несостоятельность в сфере телесной эстетики лежала на самом человеке.


Примечания

1. Лофт-стори (от англ. loft – чердак, в названии обыгрывается выражение «Love story» – любовный роман) – первое французское реалити-шоу, выходившее на экраны в 2001 и 2002 году; предназначалось в основном для женской аудитории.
2. Un mode d’emploi des relations humaines // Liberation. 6 juillet 2001.
3. Mehl D. Entreiten dans La ruee vers l’intime, vecu a la television // Telerama. 26 novembre 2003. См. также: Mehl В. Television et intimite. Paris: Seuil, 1996.
4. La ruee vers l’intime, vecu a la television. Op. cit.
5. Kaufmann J.-C. Ego. Pour une sociologie de l’individu. Paris: Nathan, 2001.
6. См.: сайт loanacroft.free.fr.
7. См.: Votre beaute. Octobre 1933, novembre 1946.
8. См.: Corps de femmes sous influence, symposium OCHA du 4 novembre 2003.
9. Elle. 3 novembre 2003.
10. Ibid.
11. L’hiver des amazons // Le Monde. 15 mars 2003.
12. Moins de kilos, plus de peche // Biba. Avril 2004.
13. Elia D., Doucet G. Les 1000 Reponses sur la femme et son corps. Paris: Hachette, 1989. P. 509.
14. См.: Amadieu F. Le Poids des apparences. Paris: Odile Jacob, 2002.
15. См. выше. С. 80-82.
16. См. выше. С. 191-193.
17. См. выше. С. 238.
18. Ferrarotti F. Homo sapiens, giovani e musica, la rinascita dello spirit della nuova musica. Naples: Liguori, 1995. P. 1.
19. «И Бог создал женщину», реж. Р. Вадим, 1956.
20. Карлос «Патато» Вальдес (Carlos Valdes, 1926-2007) – кубинский перкуссионист, один из главных новаторов игры на конгах.
21. См.: «Джентельмены предпочитают блондинок», реж. Г. Хоукс, 1953.
22. Amengual B. 37-22-35, ou l’impossible nombre d’or // Cinema d’aujourd’hui. N 1. 1975. P. 74. В названии статьи цифры 37-22-35 – это окружность идеальных форм Мэрилин Монро в дюймах.
23. Le bal des parures / / Le Monde. 28 decembre 2002.
24. Le Monde. 15 mars 2003.
25. Ibid. 10 mars 2004.

Жорж Вигарелло "Искусство привлекательности. История телесной красоты от Ренессанса до наших дней. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 303–310.