Модные головные уборы – Такер Э., Кингсвелл Т. (из книги «История моды»)

Такер Э., Кингсвелл Т., Модные головные уборы. История моды., Москва: Аст-Астрель, 2003, стр. 46-47.

С 1900-х годов по настоящее время
От маленьких женских шляпок до бейсбольных шапочек

принцесса Диана     В начале XX века ходить по улице без шляпки было все равно, что кричать: «Я шлюха!»; шляпы носили и в помещении, и на улице. Сейчас за редким исключением (склонность принцессы Дианы к маленьким треугольным шляпкам вызвала массовые покупки дамских шляп) шляпы надевают по особым случаям или для защиты от холода.тюрбаны

     Справа: чаепитие у Безумного Шляпника? Нет, это реклама тюрбанов 1946 года.

     В начале века фасоны шляп менялись быстро – от шляп с невообразимо широкими полями в фильме «Моя прекрасная леди» до кокетливо закрученных тюрбанов. Цветы, чучела птиц, корзины с фруктами – все это можно было разместить вокруг тульи довоенной шляпы. К началу Первой мировой войны шляпы росли вверх быстрее, чем вширь: в 1917 году появилась и продолжала доминировать в 1920 годы дамская шляпка-колокол, хотя широкие мягкие поля были также популярны. Носили и токи, береты, канотье.
Снимок Ирвина Пенна
     Справа: снимок Ирвина Пенна для журнала "Вог" 1950 года. Вы остаетесь прекрасной, пока не попытаетесь что-нибудь съесть или выпить.

     К 1930-м годам сюрреализм видоизменил шляпы, частично благодаря Эльзе Скьяпарелли. Фантазия была в моде; появились тюрбаны, шляпы – треуголки, Жаклин Кеннедишляпы «порыв ветра» и даже шляпы, напоминающие ботинки (придававшие новое значение выражению «стоять на голове»). Вторая мировая война вызвала большой спрос на стандартные дамские шляпки удобных фасонов, оставив мало места для творчества даже в США. Однако в 1947 году «новый облик» привел к появлению новых роскошных фасонов шляп. Канотье вернулись вместе с беретами; материалы для шляп включали фетр, соломку, тафту и фланель, их украшали ярко окрашенными перьями. Большие шляпы 1950-х годов много фотографировали; тулья шляпы становилась все шире, пока Жаклин Кеннеди не изменила моду, введя маленькие «таблетки». Ностальгия по временам короля Эдуарда сказалась в появлении вуалей и широких шляпных лент. С течением времени шляпы стали надевать лишь по торжественным случаям или из практических соображений (например, когда плохо выглядят волосы).
Четыре свадьбы и одни похороны
     Слева: Энди Макдауэлл в черной соломенной шляпе от "Джеральд и Харт" в хите "Четыре свадьбы...".

     В 1960-е годы было налажено массовое производство шляп различных фасонов , а Биба вновь ввела в моду шляпку – колокол. Огромный успех фильма «Четыре свадьбы и одни похороны» (1994 г.) привел к тому, что шляпы стали надевать на свадьбы, а поп - звезды 90-х годов начали носить бейсбольные кепки.
     И все же, что бы там ни говорила ваша бабушка, век шляп миновал. Куда бы вы ни направлялись, вы смело можете обойтись без шляпы.Одри Хепберн в фильме 'Моя прекрасная леди'

Кумиры стиля
     Среди энтузиастов шляп, кардинально влиявших на моду, стоит назвать Жаклин Кеннеди с ее «таблеткой», принцессу Диану с треуголкой, украшенной перьями, королеву-мать с ее разнообразными аккуратными шляпками; Бой Джордж, обожавшую бейсболки; Джей Кей в экстравагантном сооружении на голове; банковских британских служащих в котелках, Одри Хепберн в фильме «Моя прекрасная леди», для которого шляпы делал Сесил Беатон; Шона Коннери в ранних фильмах о Джеймсе Бонде; Петера Селлерса в его войлочных шляпах и многих других артистов и знаменитых моделей.


Шляпные мастера
     Жан Барте (род. В 1930 г.) создает шляпы для Монтаны, Сони Рикель и Унгаро; среди его моделей как очень структурные произведения, так и фетровые шляпы с обвисающими полями.
     Лилли Даше (1904-1989) наиболее известна своими драпированными тюрбанами, сетками и шляпками колокол.
     Стивен Джонс (род. В 1957 г.) работал для Готье, Хэмнетта и Вествуд; его авторские работы крикливы и скульптурны; их носят Мадонна и Бой Джордж.
     Филипп Трейси (род. В 1967 г.) работает с Карлом Лагерфельдом и Джоном Галлиано; он создает выдающиеся драматические шляпы, часто скульптурной формы и украшенные перьями.