Г. Бидерманн
Головные уборы различного рода имеют большую символическую ценность, чем другие элементы одежды.
Они визуально увеличивают рост тех, кто их носит, но находятся приблизительно на уровне глаз смотрящего и потому прежде
всего бросаются в глаза. Знаки различия, такие, как диадемы, венцы и короны, сразу должны внушать уважение. Головные уборы
часто являются символами социального ранга или принадлежности к определенным человеческим группам и религиям, а в обществах,
не имевших письменности, также к возрастным группам; кроме того, они могут служить и украшением, а (в военных походах) зачастую
– и устрашением. Короны из перьев скорее указывают на события войны, и при случае (например, у папуасов) в качестве военного
украшения представляют собой целые ящики из перьев, птичьих клювов и частей растений, чтобы их носители могли произвести
внушительное впечатление.
Шлемы в аналогичном смысле имели не только функцию защиты, но часто оснащались рогами быка, ручками
из лошадиных грив, зубами вепря, плюмажами или шпилями. Шляпа может символизировать своего носителя и становиться его
представителем, как в легенде о Телле шляпа ландфогта Геслера. При снятии шляпы ее носитель кажется ниже, что является
признаком почтительности. Перед князьями только дворяне имели право появляться с покрытой головой. Кто при приветствии не
снимает шляпу, у того «под ней свили гнездо ласточки», чтобы упомянуть только одно из многочисленных, превратившихся в
поговорки выражений относительно головных уборов. Чепчик в новом словоупотреблении относится к женской одежде,
а шлем или каска с шишаком – к военной форме. Так как замужние женщины не должны были больше на людях показывать
свои волосы, они (у германцев) укладывали их в пучок или покрывали (у римлян) платком. Позднее они должны были носить
чепчик, почему «повести кого-нибудь под чепчик» равносильно «выдать замуж». Как знак мужской власти над женой в
некоторых швабских местностях жених целый день (исключая посещения церкви) носил высокую шляпу;
в других местах он получал ее из рук невесты, так как «шляпа превосходит по значению чепчики» или
«является более ценной, чем сотня чепчиков». Нынешний отказ от ношения головного убора в городской местности,
возможно, был связан с отходом от ранговых структур.
vneshnii-oblik.ru © 2021