Платон, Тертуллиан и Одон Клюнийский о красоте

Божественная красота

Возвышение до понимания истинной красоты возможно, когда, по мнению Платона, глаза утрачивают «обычную остроту зрения» и обретают остроту высшую, позволяющую постичь красоту божественную.

Платон     Кто, наставляемый на пути любви, будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца этого пути, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по природе, то самое, Сократ, ради чего и были предприняты все предшествующие труды, – нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте для другого и сравнительно с другим безобразное. Прекрасное это предстает ему не в виде какого-либо лица, рук или иной части тела, не в виде какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, земля, небо­ или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится не больше, ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает.

Платон, «Пир». Пер. С. Апта.

Возлюбленные Христа

В одной из весьма двусмысленных проповедей Тертуллиан употребляет не свойственную проповедникам лексику и превращает чуждые религиозному сознанию слова и понятия в некие вполне религиозные символы любви к Господу.

Тертуллиан     Настало время показать вам пользу мазей и украшений, к коим прибегали пророки и апостолы, настало время воспеть им хвалу. Возьмите в соответствии с вашим простодушием и скромностью небольшое количество белил, а румян – в соответствии со стыдливостью. Подкрасьте глаза сдержанностью и скрытностью, а губы украсьте молчанием, примите в ваши уши слово Божие, а на плечи и выю возложите тяжесть креста Господня. Подчиняйтесь воле ваших мужей, и вы будете достаточно хорошо наряжены и приукрашены; занимайте ваши руки работой, прядите шерсть, держите ваши ноги в доме, и вы будете нравиться более, чем если бы ходили разряженными в золото и серебро. Имейте в качестве материи для одежд шелка честности и порядочности, льняную ткань чистоты и пурпур стыдливости. Будучи украшенными такими достоинствами, вы станете возлюбленными Господа.

Тертуллиан, «О женском туалете».

Какая это красота?

Средневековые проповедники рассматривали женское тело как средоточие греха и разврата.

Одон Клюнийский     Красота телесная заключается в красоте кожи. Действительно, если бы мужчины, обладай они подобно беотийским рысям даром видения внутренней сущности предмета или животного, могли бы видеть то, что скрывается под кожей, один вид женщины вызвал бы у них тошноту, ибо все женские прелести на деле есть не что иное, как кровь, желчь, мокрота и прочая, прочая. Рассмотрите повнимательнее, что таится в ноздрях, в груди и в животе: повсюду лишь грязь, тлен и мерзость. А мы, испытывающие отвращение и не желающие даже кончиками пальцев касаться рвотной массы или экскрементов, как же можем мы желать сжимать в объятиях сосуд, наполненный нечистотами?

Одон Клюнийский (X век).

Из книги: Паке Д. История красоты. Раздел: Свидетельства и документы. М.: Аст-Астрель, 2003. Стр. 108-109.