Полосьмак Н.В.
Татуировка на плече женщины, погребенной в кургане 1 могильника Ак-Апаха-3. Прорисовка Е. Шумаковой.
Есть немало сообщений о древних и средневековых народах, практикующих
нанесение несмываемых узоров на тело. Но пазырыкцы, пожалуй, пока единственный древний народ, у которого можно увидеть татуировку воочию и убедиться в реальности этих сведений. Татуировка, нанесенная
на тела мужчин и женщин, свидетельствует о высоком уровне ее исполнения: мумии, обнаруженные в «царских» курганах, покрыты рисунками с ног до головы.
Татуировка на плече мужчины. Курган 3 могильника Верх-Кальджин-2.
У мужчины в рядовом погребении в кургане 3 могильника Верх-Кальджин-2 рисунок был один, но ни качеством исполнения, ни мастерством компоновки, ни самим образом фантастического оленя-грифона-козерога эта татуировка
не отличалась от «царских».
Если одежду называют второй кожей человека, то татуировка имеет непосредственное отношение к самой коже.
Покрытая татуировками, та становится сакральной оболочкой человека, делает его защищенным, неуязвимым и значимым. У древних индоиранцев, к примеру, кожа отождествлялась с Бездной: через нее
лежал путь в потусторонний мир, она – дверь между различными мирами, между известным и неизвестным, между видимым и невидимым, между светом и тьмой, жизнью и смертью (Маковский, 1996).
Татуировка мужчины. Второй Пазыркский курган.
Изображения на коже играли чрезвычайно значимую роль в жизни человека, в первую очередь выделяя его из мира животных, делая его членом определенного коллектива, да и вообще человеком, связанным
через татуировку как с предками (которые узнают его в ином мире по этим знакам), так и с потомками. Что же доподлинно изображено на телах древних людей: космогонические мифы и персонажи мифологии,
звери-защитники или знаки отличия и статуса – мы, вероятно, никогда не узнаем. Но виды животных, стиль рисунков позволят лучше понять, кто были эти люди, откуда пришли.
На пазырыкской татуировке, помимо характерных для данной культуры
образов фантастического грифона-оленя-козерога, кошачьих хищников с клювообразной пастью, можно увидеть реальных зверей, обитавших на Алтае (тигров, горных баранов, козерогов) и не известных здесь (куланов).
Татуировка на плече женщины, погребенной в кургане 1 могильника Ак-Апаха-3.
Еще среди изображений есть пятнистый хищник, который может быть как алтайским снежным барсом, так и не обитавшим здесь леопардом (последнее вполне допустимо, поскольку изделия из меха леопарда были найдены в первом и втором Пазырыкских курганах).
Таким образом,
татуировка показывает, что люди, похороненные в «замерзших» могилах Алтая, были представителями крупной культурной общности, среда существования которой не ограничивалась Горным Алтаем.
Полосьмак Н.В. Пурпур и золото тысячелетий // Наука из первых рук. 2005. N 1(4). С. 46-48.
vneshnii-oblik.ru © 2021