Тайны гримёрной (из книги «Путешествие в мир: Театр»)

М. Елькина, Э. Ялымова


   Н. Акимов. «Городничий». Эскиз грима. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор».

     Гримёрная каждого театра – это место чудес и превращений. Представьте, что в гримёрную заходит артист, – он молод, весел, бодр. Через какое-то время открывается дверь, и оттуда выходит старик. Всё лицо в морщинах, на голове – большая лысина. Трудно поверить, что это один и тот же человек.
     Однако это так.
А вот еще пример. Входит обычный приятный человек, а выходит страшный пират. У него злое, перекошенное лицо со страшным шрамом.

                          Н. Акимов. «Сэр Джон Фальстаф» (по хроникам У. Шекспира). Эскиз грима. 1927 г.

     Для артистов, режиссёров, художников и других работников театра это обычное явление. Они не удивляются таким перевоплощениям.
     А создает это чудо гримёр.
     Само слово «грим» переводится с французского как «морщина». Конечно, грим создает не только морщины на лице. Как мы убедились, при помощи грима можно изменить не только возраст, но и внешность человека.
     Актёру необходим грим для того, чтобы точнее изобразить своего героя, ведь часто уже по внешнему виду человека можно многое узнать о нём.
     Сначала гримёр вместе с режиссёром думает над тем, какой грим подходит тому или другому персонажу пьесы. Пробуется все: и разной величины носы, и губы, и даже брови подбираются каждому герою отдельно. Гримёр обязательно должен знать особенности строения человеческого лица. Бывает, что герои в начале пьесы юный, а к концу – старый. В кино это сделать гораздо проще: берутся на одну роль два разных актера, которые играют героя один в молодости, другой – в старости. А в театре гримёру приходится превращать одного и того же артиста то в юнца, то в старика. К тому же актёр во время исполнения своей роли может плакать или смеяться, и его лицо будет меняться, а значит, грим должен быть наложен с учетом этих особенностей. Без знания мимики (так называются движения лица) гримёр не сможет правильно наложить грим.
     Когда человек радуется, черты его лица кажутся приподнятыми кверху. При смехе нос кажется короче из-за сильно поднятых щёк и верхней губы.
     При печали черты лица кажутся опущенными вниз и удлинёнными. Нос тоже становится длиннее, а углы губ опускаются книзу. При гневе нахмуривается лоб, сдвигаются брови, губы плотно сжаты.
     Интересно, что лица у всех людей имеют сходство с какими-нибудь геометрическими фигурами: квадратом, кругом, овалом, треугольником. Отсюда название форм лица: круглое, квадратное, овальное. Иногда гримёру, подобно художнику, пишущему картину, приходится разрисовывать всё лицо исполнителя специальными гримировальными красками. Это называется живописный приём.
     А если гримёр, кроме красок, использует различные наклейки, аппликации, налепки, то это – скульптурный приём.
     В этом случае гримёр, как скульптор, лепит отдельные части лица, используя разнообразные материалы, вату, папье-маше, пробку и т. д.
     Например, если нужно сделать длинный нос, как у Буратино, то гримёр берет гуммоз – вязкое вещество, из которого лепит нос и другие части тела нужной формы.
     Чаще всего скульптурный прием используется в спектаклях-сказках, к цирковых представлениях и в театрах клоунады.
     К искусству гримирования относится и правильная укладка волос, надевание парика. Если герою нужны усы, борода, очень густые брони, то они приклеиваются специальным клеем. Конечно, грим в разных театрах используется неодинаково. Грим в опере и балете делают более ярким, так как зрительный зал отдалён от сцены оркестровой ямой. Грим в цирке и на эстраде носит броский, праздничный характер. В драматическом театре грим актера более мягкий.


   М. Н. Ермолова в роли Иоанны. Ф. Шиллер. «Орлеанская дева». 1894 г.

Яркий характерный грим может помешать исполнению роли. Например, великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова никогда не пользовалась ярким гримом, не употребляла никаких наклеек и утолщений. В некоторых пьесах она всего лишь усиливала линию бровей, и сразу получался восточный тип липа. Благодаря легкому гриму всегда были заметны малейшие штрихи ее мимики.


Как самому правильно наложить грим

     Если для сценки, где ты участвуешь, или для спектакля, который вы ставите вместе с друзьями, тебе понадобится грим, то просто необходимо знать, как им правильно пользоваться.
     Самое главное, нельзя раскрашивать лицо фломастерами, маркерами, гуашью, акварельными или масляными красками. Дело в том, что наша кожа очень чувствительна и может воспалиться или получить ожог. Раздражение кожи бывает настолько сильным, что все лицо покрывается прыщами.
     Поэтому всегда применяй только театральный грим, который используют своей работе профессиональные актеры.
     Прежде чем заняться гримированием, нужно подготовить место, где ты это будешь делать. Это должен быть столик, на котором можно расположить всё необходимое: грим, вазелин, вату, мягкие бумажные салфетки, пудру, кисточки, гуммоз и т. д. Столик необходимо снабдить зеркалом, потому что тебе всё время придётся сверяться со своим отражением, чтобы быть уверенным в правильности наложении грима и вовремя исправлять ошибки.
     Сначала смажь лицо вазелином или кремом, а потом уже наноси грим. Но если в спектакле тебе понадобятся усы или борода, то приклей их на чистое лицо специальным лаком, а уж затем смажь кожу вазелином и нанеси грим. Приклеенные к загримированному лицу, они не будут держаться, и зрители будут долго смеяться, если в самый ответственный момент спектакля у тебя неожиданно отвалятся усы или отклеится борода.
     Предположим, что у героя, которого ты играешь, должен быть горбатый, длинный или большой нос, уши необычной формы, морщины или шрамы. В этих случаях используй гуммоз. Он наносится на лицо, смазанное вазелином или кремом, а сверху покрывается гримом, чтобы накладки не выделялись по цвету от других частей лица.
     Попробуй самостоятельно придумать, какой грим будет у твоего героя. Если это сказочный персонаж, то пусть грим будет ярким. Если твой персонаж из современной пьесы, не переусердствуй с гримом, поточу что иногда достаточно лишь подчеркнуть особенности липа твоего героя, Зато грим для роли клоуна – прекрасная возможность пофантазировать. Можно сделать черный подбородок, красный нос и т. д. Но всегда старайся, чтобы твой грим смотрелся аккуратно, а не грубо и безвкусно, иначе он будет только мешать, а не помогать твоей игре. Везде должно присутствовать чувство меры и вкуса. Грим не должен раздражать зрителя, потому что это средство, помогающее и актеру, и зрителю создать образ героя.
     Спектакль окончен. Ты снова садишься за гримировальный столик. Теперь грим нужно снять. Сначала отклей усы, бороду и накладки из гуммоза. Потом протри лицо кремом, снимая грим. Промокни всё лицо мягкими бумажными салфетками, чтобы на нём не остаюсь гримировальных красок. После этого обязательно ополосни лицо тёплой водой.

Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир: Театр. М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. Стр. 23-25.