Пять вещей, которые появились в нашем гардеробе в ХХ веке (раздельный купальник, бижутерия, брюки, джинсы и мини-юбка)

А. А. Шейпак

      Купальный костюм – это самое скандальное изобретение ХХ века. До XVII века купались либо в нижнем белье, либо вообще без одежды. Затем это сочли неприличным и модные портные стали создавать сооружения, которые лишь с большим трудом можно было считать пригодными для плавания. В батистовых сорочках с рюшечками и оборочками, которые гордо именовались купальными или банными костюмами, можно было лишь не спеша прогуливаться по пляжу. Появление на пляже мужчины с обнаженным торсом означало грандиозный скандал и предполагало заключение смельчака под стражу. Однако увлечение спортом после возрождения Олимпийских игр породило купальные костюмы и плавки, в которых действительно можно было плавать, а веселая компания во главе с Коко Шанель ввела его в моду. Раздельный женский купальник был придуман из соображения экономии. В суровые времена Второй Мировой Войны специалисты подсчитали, что купальник, оставляющий открытым живот, позволяет экономить 10% ткани. Правда, рекламировать эту новинку соглашались лишь танцовщицы мюзик-холлов. Но после того, как бикини надела Мерлин Монро, все женское население планеты захотело немедленно выглядеть так же сексуально.
     За трикотаж также надо сказать большое спасибо Коко Шанель. Однажды Шанель, наблюдая за партией гольфа, замерзла на ветру. И надела свитер своего очередного любовника, небрежно подвязав его шарфом. Так родилось знаменитое трикотажное платье от Шанель. Но о том, сколько бессонных ночей понадобилось мадемуазель Коко, чтобы придумать это, история умалчивает.
    
Шанель же ввела в моду бижутерию – «фальшивые драгоценности», носить раньше которые решались лишь дамы сомнительной репутации. А Коко смешала на собственной шее настоящий жемчуг с пластмассой, и Париж (а затем весь мир) проглотил это.
     Орлеанскую Деву ношение мужской одежды привело на костёр инквизиции, а в начале ХХ века брюки плавно переместились из мужского гардероба в женский. Сначала наиболее смелые особы надевали их для прогулок на велосипеде. Затем они стали рабочей одеждой, доставшись женщинам «в наследство» от убитых на войне мужчин вместе с их рабочими местами. Затем их стали надевать в подражание Марлен Дитрих, которая в брюках появилась не только на экране, но и использовала их в качестве рабочей одежды на съемочной площадке. И вдруг выяснилось, что женщине в брюках невероятно удобно, что женщина в брюках – это красиво и сексуально. И никому не приходило в голову протестовать против них. Что они дали? Свободу движения прежде всего. Ощущение равноправия с мужчинами. Вместе с брюками, как заметил наш известный искусствовед Юрий Лотман, женщина переняла у мужчины его походку – более спортивную, его жесты – к примеру, привычку сидеть, закидывая ногу на ногу, и даже мужскую манеру смеяться.
Триумф «младших братьев» брюк – джинсов – настал позже, в 60-е годы, когда мир стал сходить с ума от фильмов в жанре «вестерн» и игравшего в них Марлона Брандо, который джинсы не снимал никогда (потому что подписал контракт с «Леви Страус», согласно которому фирма обеспечивала его джинсами, а он за это должен был появляться в них везде). Хиппи превратили джинсы в фетиш, сделав их культовой одеждой. Протертые до дыр, расшитые бисером и цветными заплатками, они скрывали социальную принадлежность людей. В России же пара штанов из синей ткани была когда-то пропуском в мир «золотой молодежи».
     Юбка является самым традиционным предметом женского гардероба. Но именно как равноправный элемент этого самого женского гардероба, не отягощенный кринолином, турнюром и прочими громоздкими конструкциями, юбка появилась только в ХХ веке. И тут же зажила бурной жизнью: укорачивалась, открывая колени, и снова опускалась до щиколоток, «обрастала» складками, защипами или избавлялась от всех излишеств. И, в конце концов, при помощи англичанки Мери Квант превратилась в нечто среднее между короткой юбкой и широким поясом, так в 1960 модельер Мери Квант изобрела мини-юбку. Она принесла с собой свободу движений – ведь в кринолине или турнюре относительно удобно было передвигаться лишь пешком. Но мини-юбка заставила женщин всего мира постоянно помнить о собственном весе, забыть о сладком и стать добровольными жертвами армии диетологов, неутомимо изобретавших все новые и новые способы борьбы с лишними килограммами. Наградой становились пылкие взоры мужчин, посылаемые хозяйке модной юбки. Вместе с мини-юбкой в обиход вошли колготки.
     Когда в 1964 году молодые француженки из города Монпелье надели мини-юбки, это пришлось не по вкусу многим солидным жителям старинного города. Тем не менее, группа пятнадцатилетних девушек устраивала шествия по улицам родного города. Затем они перенесли уличную сцену в Америку, Израиль, Испанию. В 1968 году в испанском городе Кадисе им устроили овацию. Шли годы, старые увлечения забывались. Но в середине 80-х годов солидный аптекарь Жози решила возобновить шествия, правда только по небольшим городам. Теперь им, маршируя в купальниках, приходится бороться не с родителями и учителями, а с возрастом (с протестующими мужьями приходится разводиться). Пятидесятилетние подруги сохраняют форму, репетируя раз в неделю. Их шествия приносят не только моральное, но и материальное удовлетворение. В 1998 году в Монпелье (юг Франции) проходил Всемирный Конгресс Эсперанто. Автор был делегатом конгресса и убедился, что господствующая модель юбки на улицах города была та, которую создала Мери Квант.

Шейпак А. А. История науки и техники. Материалы и технологии: Учеб. пособие. Ч. I. М, 2007. Стр. 225–228.