В салоне красоты каменного века, или Сколько лет туалетному столику

С. Бойко

      Изучая историю косметики, мы ещё раз убедимся, что делать открытия человека заставляют обстоятельства.
     Наши предки стали красить свои брови, ресницы, губы да и всё тело вовсе не для того, чтобы казаться красивыми. Это потом они подумали об эстетической стороне. А сначала им было не до того.
     Окружающий мир был суровым, негостеприимным. Очень ярко описал климат одного из тёплых районов нашей планеты, где издавна жил человек, писатель и учёный В. Белявский в книге «Вавилон легендарный, Вавилон исторический»: «В глубокой древности, как и нынче, Тигр и Евфрат ежегодно разливались, затопляя широкие поймы. Они часто меняли русло, их воды заболачивали огромные пространства. Страна представляла собой хаотическое смешение воды и суши. Плавни и непроходимые джунгли, заросшие гигантским тростником, чередовались с выжженными солнцем и покрытыми солончаком участками пустыни. Низменность была заражена холерой, дизентерией, малярией, тропической лихорадкой. Человека на каждом шагу подстерегали хищные звери, ядовитые змеи и скорпионы. В воздухе вились тысячи комаров, гнуса и песчаных мух. Это был не райский сад, а болотный ад».
     А человек всё ещё ходил обнажённым, и тело его оставалось доступным всем насекомым, в том числе и разносчикам болезней. История косметики и начинается с того, что люди стали искать средство для защиты своего тела.
     Очень непросто было уловить логическую связь между измазанным в речном иле телом и спасением от насекомых. И только многократное повторение одной и той же операции позволило человеку уловить эту связь и изобрести средство защиты. Он стал намеренно мазаться сначала илом, затем соком некоторых растений или жиром животных.
     Со временем людям стало казаться, что лоснящееся от жира, покрытое илом или соком растений тело гораздо красивее, чем голое. И человек стал украшать своё тело, применяя цветные глины, добавляя в жир животных и в сок растений красители и стараясь нанести на тело какие-то узоры.
     Полезное стало красивым.
     Шаг за шагом одерживая победу в борьбе с природой, человек открывал всё новые арсеналы косметики. Красить губы он стал задолго до ледникового периода, и цвет краски всецело зависел от моды, так же как и краска для глаз и ресниц. Укусы насекомых в краешки глаз и в губы особенно болезненны и, возможно, человек начал красить эти части лица раньше остальных. В глубокую древность уходят не только палочка губной помады, краска для глаз и ресниц, но и пудра. Она ведь тоже возникла как средство защиты кожи!
     В журнале «Вокруг света» в 1976 году была напечатана заметка Т. Батыркулова «Таш упа». В ней рассказывалось о том, как киргизские женщины отдалённых районов изготавливали ещё в начале века свою косметику: «Они всё делали сами – и не только пудру, но и разноцветные лаки для ногтей, чёрные краски для ресниц и бровей, красную краску для лица».
     Пудру, например, они делали из обыкновенного камня сероватого цвета – в горах Средней Азии он встречается повсюду. Измельчить этот камень нетрудно, он состоит из очень тонких слоистых пластов.
     Его клали в ступу – углубление на каком-нибудь плоском и твёрдом камне – и толкли продолговатым, тоже каменным пестиком. Потом порошок просеивали через чистое сито, заливали овечьим молоком и кипятили 10–15 минут. После чего густую массу процеживали и сушили на воздухе.
     Когда пудра принимала слегка желтоватый оттенок, её считали готовой.
     Зачем женщины белый порошок кипятили в молоке? Вовсе не для того, чтобы он был белее. Нет – чтобы он стал целебным, смягчал шелушившуюся, потрескавшуюся от морозов и ветра кожу.
     Конечно, первобытный человек молока долго не знал. Но он мог ту же пудру смешивать с жиром или соком растений, что он, безусловно, и делал.
     Значит, и в этом случае сначала полезно, а потом – красиво. Когда люди совместили эти два понятия, и появилась косметика. Со временем она заняла в жизни человека такое большое место, что десятки людей были заняты её изготовлением и при этом применялась довольно сложная технология.
     В первобытном поселении «Костёнки I» в остатках жилищ обнаружили следы очагов. Причём один из них служил не для отопления, а именно для приготовления краски «кровавик», так часто употреблявшейся для косметики. В очаге обжигали куски бурого железняка и сферосидерита, добывая таким образом эту краску. Она употреблялась жителями поселения в таком большом количестве, что слой земли, заполнявший углубление жилища, местами был сплошь окрашен в красный цвет различных оттенков.
     Вполне вероятно, что жители посёлка Костёнки не использовали всю изготовляемую краску, а часть её обменивали на другие товары. Какое огромное значение имел такой обмен, показывает этнографический материал:
     «Нарушение границы обычно карается смертью, – пишет Ю. Липс в книге «Происхождение вещей», – но если только гонцы чужого племени прибыли издалека для обмена «жизненно необходимых» косметических красок – их пропускали без слов. Даже на время прекращались враждебные действия между двумя племенами, чтобы пропустить третье к руднику красящих веществ».
     Косметика заняла большую роль в борьбе человека за его существование. Она спасала его от переносчиков заразы. Она делала человека красивым. Она наносилась как «паспорт» племени – определённые рисунки на теле обозначали его отличительные знаки. И, помимо всего этого, косметика в какой-то момент истории приобрела важное значение на войне.
     Людям случалось на охоте измазаться кровью и жиром животных, и к этим местам неминуемо прилипала пыль и грязь. Вид этих неопрятных людей вызывал отвращение, а иногда и страх у окружающих людей. И мужчины стали намеренно пачкаться кровью, смешанной с глиной, или жиром, или землёй, или соком растений, перед тем как идти на битву с врагами. Со временем они научились наносить на лицо такие устрашающие маски, что, безусловно, в самом начале битвы могли одержать психологическую победу над врагом. И если до этого момента у «туалетного столика» иногда появлялись женщины, то теперь он надолго становится безраздельным владением мужчин. Они делают себе сложные причёски, красят брови, губы, наводят тени у глаз, мажутся мазями, благовониями. Согласно понятию о красоте в родном ему племени мужчина вырывает себе верхние резцы: подпиливает зубы, вставляет в губу кусок коры, прокалывает нос или губу острой косточкой, оттягивает мочки ушей тяжким грузом и делает ещё множество других болезненных операций.
     Постепенно на туалетном столике появляются всё новые косметические инструменты. Их набор может вызвать восхищение даже у современной модницы. Здесь и костяные сосуды для краски, и каменные палитры для смешивания её с жиром или соком растений, лопаточки для нанесения грима, палочки губной помады, гребень, шпильки, зеркало, кремневые ножички разных размеров и множество различных иголок для нанесения на тело татуировки.
     Конечно, все эти предметы использовались далеко не каждый день. К чему красить ногти на руках и ногах, наносить сложный узор на лицо и тело, когда всё это быстро сотрётся на охоте? И зачем городить на голове сложную причёску, если ветер всё равно разметает её?
     Туалетный столик использовался перед торжественным событием, праздником, накануне ритуального обряда либо перед военным походом. Но уж если мужчина приступал к этому важному делу, он доводил его до конца.
     Орёл, свинья, буйвол, лев, волк, шакал и многие другие животные – вот основные «герои» его рисунков. И только растительных мотивов нельзя было увидеть среди его узоров на лице и теле. Этим охотник хотел подчеркнуть, что вся его жизнь связана с охотой, с опасной борьбой с животными, а собирание растений, как занятие низшего рода, он предоставляет женщине и не интересуется им. Разделение труда между мужчиной и женщиной ярче всего проявляется именно в косметике.
     Но был один вид косметики, где шансы их были равны и инструменты использовались одинаково. Это татуировка.
     Она появилась уже после того, как человек научился разрисовывать своё лица и тело красками. В какой-то момент те же самые рисунки он решил выкалывать иглой либо вырезать ножичком. В обоих случаях он получал неисчезающие узоры.
     А как он вообще придумал татуировку?
     Здесь ему помогла наблюдательность. Известно, как гордятся своими ранами охотники. Для первобытных это был знак отличия! И они, постоянно восхищаясь ранами героев, не могли не заметить, что зарубцевавшаяся рана с попавшей в неё цветной глиной или краской навсегда сохраняла свой необычный вид. И охотники сначала в боевую рану заносили цветную глину или краску, а потом стали намеренно татуировать здоровую кожу, нанося иглой или ножом задуманный узор.
     Вы читаете рассказы о людях, которые жили очень давно, и я, конечно, должен был бы привести свидетельства археологов, но таких памятников, конечно, не сохранилось: они умирали вместе с их «хозяевами». И поэтому этнографы стали изучать культуру современных племён, живущих и поныне по законам каменного века в Африке, Австралии, Южной Америке, Полинезии.
     У этих племён татуировка наносится и мужчинам и женщинам в одинаковой степени. Прежде всего она нужна им как отличительный знак, как «паспорт», незаменимый на случай похищения человека, особенно женщины, другим племенем. Татуировка показывает и степень его зрелости. Она является знаком боевой доблести, мужества, выдержки.
     «Когда один из белых художников, – пишет Ю. Липс в книге «Происхождение вещей», – передал старому маори очень удачный его портрет, то модель с презрительной усмешкой отложила его в сторону. На вопрос художника, как же он сам себя представляет, старик с достоинством нарисовал узор татуировки, украшавший его лицо, и сказал: «Вот это я, а то, что ты написал, – чушь».
     Теперь вам понятно, какое значение имела в жизни первобытного человека косметика? Сегодня мы не ощущаем и десятой доли того уважения к ней, которое испытывал первобытный человек. Туалетный столик был для него своего рода прелюдией для участия в великой трагедии – повседневной обыденной жизни охотника и воина. И предметы, которые лежали на нём, были таким же оружием, как копьё, лук и стрелы.

Бойко С. В салоне красоты каменного века, или Сколько лет туалетному столику / Домашнее воспитание, №6, 2000. С. 53-56.