Придворный этикет в истории Европы (невербальное поведение и костюм)

Иштван Рат-Вег (Из книги «Из истории человеческой глупости»)

ПОКОРНОСТЬ ПЕРЕД ЗЕМНЫМ ВЛАДЫКОЙ

     В 1719 году после многих лет прилежных исследований немецкий историк Иоганн Христиан Люниг опубликовал двухтомный груд под претенциозным названием «Tatrum ceremoniale». Автор описывал, обсуждал, комментировал церемониалы, которые он наблюдал при дворах правителей стран Европы.
     Необходимость церемониалов Люниг объяснял следующим образом:
     «Великие особь» являются наместниками Всемогущего на Земле, созданными по Его подобию, и их назначение – быть похожими на Него во всем. Бог упорядочил всю Вселенную, и Его представители на Земле, которые всемерно стремятся уподобляться Ему, должны строго блюсти установленный ритуал. Когда простолюдины воочию видят всеохватывающий порядок в поведении и обычаях своих господ, они склонны подражать им, тем самым упрочая благоденствие всего государства. Но если люди будут зреть только беспорядок и путаницу, они начнут сомневаться в том, что их повелитель является истинным представителем бога на Земле. Они перестанут питать уважение к властелину, и в тех государствах, где это произойдет, воцарится хаос. Поэтому великие монархи установили правила, которым должны повиноваться они сами и весь их двор».
     Как церковный алтарь и святилище за его ограждением предназначались для бога и его служителей-священников, которые таким образом отделили себя от народа, так и наместники бога – король и его придворные – обособлялись от масс в созданном ими же заповеднике.
     Этот заповедник был огражден золоченым занавесом придворного этикета. Пряжа, из которой соткан этот занавес, была завезена с Востока, где каждый правитель называл себя сыном Солнца, или братом Луны, или, на худой конец, кузеном звезд. От подданных требовалось, чтобы они с таким же раболепным обожанием относились к своему земному владыке, как и к его столь величественным «родственникам».
     Этикет раболепствования и униженной покорности перед владыкой распространялся с Востока на Византию, а оттуда с помощью крестоносцев перешел и в Западную Европу. Каждый монарх приспосабливал все пышные церемониалы поудобнее к своим потребностям.
     «Все те, кто богохульно осмелится отрицать наше божественное происхождение, будут изгнаны со службы, а их имущество будет конфисковано», – гласил императорский приказ, изданный в Риме в 404 году н. э.
     Каждое распоряжение византийского императора считалось священным, и к нему полагалось относиться, как к слову божьему. Обращаться к императору нужно было: «Ваша Вечность».
     Поскольку он являлся олицетворением бога, перед ним следовало преклоняться, как перед богом. Строжайшие правила придворного церемониала требовали, чтобы иноземные послы так же, как и свои подданные, падали ниц к императорским ногам. Епископ Кремонский описал, как он был удостоен лицезреть императора. Император сидел на золотом тропе в тени золотого дерева с золотыми ветвями и золотыми листьями. На ветвях сидели искусно сделанные птицы. Два льва из чистого золота, словно живые, глядели на приближавшегося посетителя со своих возвышений, расположенных слева и справа от трона. Когда посланник приблизился к трону, искусственные птицы начали петь, львы зарычали громоподобно. Епископ и его сопровождающие простерлись ниц перед троном, согласно правилам этикета. Когда они подняли глаза, и император и его трон исчезли: секретный механизм поднял все сооружение вверх. И оттуда, с высоты, божественные императорские очи метали молниеподобные взгляды на ошарашенного посланника.
     Монархи Западной Европы не требовали столь чрезмерной униженности, какая по восточным понятиям считалась нормой. Они удовлетворялись тем, что посетители, удостоенные аудиенции, становились на колени. Этот малоудобный способ выражать свое почтение родился, по-видимому, в Испании, а позже стал применяться и при дворе австрийского императора. Австрийские императоры, надо полагать, любили созерцать такую демонстрацию униженной покорности, ибо они неустанно изыскивали все новые поводы требовать от своих подданных, чтобы те преклоняли колени. Просители должны были подавать свои петиции, стоя на коленях; в других случаях было достаточно преклонить одно колено. Существовали детально разработанные строгие правила, которые предусматривали, в каких случаях надо было становиться на оба колена, а когда можно было обойтись одним. Когда император проезжал по городу, каждый пешеход обязан был в знак уважения к высокой особе преклонять одно колено. Даже важные особы, передвигавшиеся в каретах, не освобождались от этой обязанности – они должны были остановить свой экипаж, выйти и выразить свою покорность: дамы приседали, а мужчины преклоняли колено.
     В царствование Марии-Терезы эти правила были несколько смягчены. Писатель и философ Лессинг, которому явно не хватало навыков придворной гимнастики, запнулся о свою собственную ногу, когда его представляли императрице. Она милостиво разрешила Лессингу не повторять столь сложное упражнение.
     Версальский двор так и не принял испанского этикета, невзирая на его соблазнительную пышность и церемонность. Он был слишком жестким для французских вкусов. Зато в Англии панталоны на коленях у придворных были изношены до крайности. Французский маршал Виейлевиль в 1547 году был приглашен по какому-то случаю на обед к королю Эдуарду VI. Мемуары маршала донесли до нас его впечатления об этом достославном пиршестве:
     «За обедом блюда подавали рыцари Ордена подвязки. Подходя к столу, они каждый раз падали на колени. Блюда у них забирал лорд-камергер, который, встав на колени, предлагал их королю. Нам, французам, показалось очень странным, что самые выдающиеся представители английской аристократии, в том числе знаменитые военачальники, должны были то и дело становиться на колени, тогда как во Франции даже пажи, входя в покой, лишь преклоняют одно колено».

ИСПАНСКИЙ ЭТИКЕТ

     Испанский этикет был самым суровым из всех. Королевская чета Испании была в буквальном смысле «неприкасаемой». Однажды, когда королева ехала верхом, лошадь понеслась и сбросила державную всадницу с седла. Два офицера кинулись к ней, подхватили королеву, высвободили ее ноги из стремени. Словом, спасли ей жизнь. Однако отважные офицеры тут же повернули своих лошадей и поскакали во весь опор. Они должны были пересечь границу своей страны, чтобы избежать смертной казни за прикосновение к телу королевы.
     Филипп III получил сильные ожоги, сидя перед камином, только потому, что единственный гранд, которому была пожалована привилегия двигать королевское кресло, куда-то отлучился.
     Мария-Анна Австрийская была просватана за короля Филиппа IV. На пути в Испанию ее торжественно приветствовали во всех городах, через которые она проезжала. В одном из городов мэр преподнес ей дюжину пар шелковых чулок. Мажордом королевской невесты сурово отодвинул ящичек с подарком в сторону, сказав опешившему мэру: «Вам следовало бы знать, что у королевы Испании нет ног». Говорят, что бедная принцесса лишилась чувств при этих словах, так как подумала, что в Мадриде ей отрубят ноги во имя соблюдения незыблемых законов испанского этикета.

ЭТИКЕТ ПРИ ДВОРЕ ЛЮДОВИКА XIV

     Когда Людовик XIV – «король-Солнце» – взошел на трон Бурбонов, придворный церемониал стал изысканным и сложным. Король уподоблял себя Солнцу, вокруг которого вращается Вселенная. А блеск версальского двора он рассматривал как отражение животворного сияния его собственной особы.
     Давайте мысленно перенесемся на три столетия назад и поглядим церемониал в спальне «короля-Солнца». Действие происходит в тот утренний час, когда Людовик XIV обычно просыпается: дворяне, которые пользуются привилегией присутствовать при пробуждении и одевании короля, один за другим входят в спальню; туда же направляются принцы, управляющий двором короля, начальник королевского гардероба и четыре камергера.
     Теперь торжественный акт вставания с постели может начинаться. Король покидает свою знаменитую кровать, которая расположена точно вдоль оси версальского парка. Ибо так же как Солнце покоится в центре небесных просторов, так и «король-Солнце» должен быть в центре своего двора. За короткой утренней молитвой следует столь же непродолжительная процедура утреннего омовения: главный лакей просто льет несколько капель духов на королевские руки. Первый камергер надевает на королевские ноги туфли и передает халат главному камергеру, который возлагает его на плечи короля. Теперь его величество сидит в кресле. Королевский брадобрей снимает с него ночной колпак и причесывает волосы, в то время как первый камергер держит зеркало.
     Все эти детали были чрезвычайно важны и имели исключительное значение для тех, кто состоял при дворе Версаля. Высоким знаком отличия считалось позволение надеть туфли на ноги короля или помочь ему накинуть халат. К обладателям таких привилегий другие придворные относились с нескрываемой завистью. Последовательность, с которой выполнялись утренние процедуры, была установлена самим королем и никогда не менялась.
     Затем следовала вторая часть торжественного церемониала, которую можно было бы назвать «раздевание халата». В этом действии были заняты начальник гардероба, который помогал королю с одной стороны, и главный лакей, который помогал ему с другой стороны. Когда король менял рубашку, церемония была еще более помпезная: служитель гардероба вручал рубашку первому камергеру, тот передавал ее герцогу Орлеанскому – второму лицу в государстве после короля. Король брал рубашку из рук герцога и накидывал ее себе на плечи. Затем с помощью двух камергеров он снимал ночную рубашку и надевал дневную. После этого в строю установленной очередности к королю приближались назначенные сановники и облачали его в различные части туалета: надевали туфли, застегивали алмазные застежки, прикалывали медали на лентах. Потом один из наиболее родовитых принцев Франции выполнял важную обязанность: он держал вчерашнюю одежду, пока монарх перекладывал из ее карманов содержимое в новый костюм. После этого начальник гардероба предлагал королю на выбор три вышитых платка, которые подавались на золотом подносе; наконец, он же вручал повелителю шляпу, перчатки и трость.
     В пасмурные, хмурые дни, когда по утрам требовалось искусственное освещение, главный камергер шепотом спрашивал короля, кому будет пожалована честь подержать свечи. Король называл имя одного из присутствующих дворян. Избранник, лопаясь от гордости, брал канделябр с двумя свечами и держал его на протяжении всей процедуры одевания короля. Надо сказать, что даже система освещения была приведена е соответствие с правилами придворного этикета. Только король имел право пользоваться канделябром на две свечи. Все остальные смертные должны были обходиться простыми подсвечниками. По поводу одежды тоже существовали строгие правила. Так как Людовик имел пристрастие к золотому шитью на платье, то носить что-нибудь подобное не позволялось никому. Правда, иногда, в знак высочайшей благосклонности, король жаловал особо отличившимся придворным и государственным деятелям право пришивать золотую тесьму на одежду. Это разрешение оформлялось специальным документом с соответствующей печатью, который подписывался королем и первым министром.
     Представление повторялось каждое утро и всегда проходило в присутствии восхищенной аудитории. Когда оно заканчивалось, король покидал спальню, окруженный роем придворных. В опустевшей спальне, однако, продолжался церемониал. Предстояло застелить королевскую кровать. Существовали писаные правила по поводу того, как эго надлежит делать.
     Королевская кровать сама по себе служила объектом почитания. Те, кто проходил через спальню, должны были в знак уважения поклониться кровати. <...>
     При тщеславном дворе тщеславного монарха состоял человек, который среди всей помпы и блеска сохранял трезвую голову. Это был министр финансов Кольбер, изобретательность которого проявилась в том, что он облагал налогом не только соль и муку, но и человеческое тщеславие. Он ввел прейскурант на все придворные привилегии и должности. Право быть главным поваром стоило 8 тысяч франков, а, например, высокая должность мажордома расценивалась в полтора миллиона франков. Однако игра стоила свеч. Тот, кто получал должность при дворе, обретал влиятельное положение, которое открывало множество возможностей для пополнения кошелька, опустошенного Кольбером.

ТУФЛЯ С КРАСНЫМ КАБЛУКОМ

     В Византии только император имел право носить красные туфли: наряду с короной они были знаком императорской власти. После падения Византийской империи красные туфли проникли в Париж. Правда, по дороге они потеряли подметки и верх, так что ко двору французских королей добрались одни красные каблуки. Они-то и стали неотъемлемой частью великосветского наряда, по которому придворную знать можно было всегда отличить от мелкопоместного дворянства без титулов и званий.
     Двор каждого монарха являл собой замкнутый мирок. Это относилось не только к блестящему двору Версаля, но и к резиденциям малозначительных немецких принцев, которые наперебой стремились подражать великим образцам. Горизонт этого мирка очерчивался иерархией рангов. Его можно уподобить ступенчатой пирамиде, по которой придворные, толкаясь и теснясь, пробирались вверх, к вершине, увенчанной монархом.
     Каждый придворный мечтал о том, чтобы заполучить ранг выше того, которым он вынужден был довольствоваться. Во имя достижения этой цели он готов был заплатить любую цену, использовать любые – пусть даже бесчестные – средства. Лишь бы возвыситься над другими, лишь бы приблизиться еще на шаг к коронованному идолу.
     Сложные проблемы старшинства в придворном сонме заслуживают детального исследования. Начнем с версальского двора, где честолюбие становилось совершенно патологическим в своем неистовстве.
     На верху придворной пирамиды находились принцы королевской крови, следом за ними шли остальные принцы, потом герцоги и пэры, которым в силу их наследственных прав и положения предоставлялись наиболее высокие посты и привилегии. Для аристократов рангом пониже тоже существовал строгий порядок старшинства.
     Заметим, что титул и власть не обязательно шли рука об руку. Можно было быть могущественным министром, не знающим поражений военачальником, губернатором колонии и в то же время иметь при дворе ранг ниже, чем у царственного подростка королевских кровей. На полях сражении маршалы Франции командовали и принцами и пэрами, но придворный ранг маршалов был невысок, и их жены не имели права на обетованный табурет.
     Мадам де Севиньи с энтузиазмом писала в одном из своих писем о «божественном табурете». Прозаически говоря, речь шла о стульчике без подлокотников и спинки. Этот на первый взгляд ничем не примечательный вид мебели играл невероятно важную роль в жизни французского двора.
     Когда король или королева усаживались перед столпившимся двором, все придворные сановники оставались стоять. Из женщин только принцессам разрешалось присесть, но не в кресла, а на табуреты. Женщинам разрешалось садиться на табуреты в отсутствие их величеств. Каждая ситуация, которая могла возникнуть в связи с употреблением табурета, была тщательно предусмотрена правилами придворного этикета. Например, королевские дети в присутствии отца или матери могли сидеть только на табуретах и лишь в их отсутствие имели право пользоваться креслами. В присутствии королевской четы или их детей принцессы и герцогини королевской крови могли сидеть на табуретах, а в обществе королевских внуков они имели право пользоваться стульями с прямыми спинками, но не креслами.
     Перечень правил «кому на чем перед кем сидеть» на этом далеко не исчерпывается. Кардиналы стояли перед королем, но сидели на табуретах при королеве и королевских детях, а находясь в компании принцев и принцесс королевской крови, имели право занимать кресла. Такое же правило определяло поведение иностранных принцев н испанских грандов.
     Кодекс «табурета» – всего-навсего один из примеров того, как наделенные даже малюсенькой привилегией демонстрировали ее публично в присутствии тех, кто стремился к получению такого же отличия.
     На придворных приемах дамы рангом пониже должны были нагибаться, чтобы целовать каемку платья королевы. Принцессы и пэресы тоже обязаны были прикладываться к одежде повелительницы, но им разрешалось лобзать уже юбку, следовательно, поклоны для них были предусмотрены в облегченном варианте. Правила двора точно определяли даже сравнительные размеры шлейфов. Вот эта таблица:

королева – 11 ярдов,
дочери короля – 3 ярдов,
внучки короля – 7 ярдов,
принцессы королевской крови – 5 ярдов,
прочие принцессы и герцогини – 3 ярда.

     Если учесть, что парижский ярд соответствовал 119 сантиметрам, то будет ясно, что и трех ярдов хватало, чтобы поднимать тучи пыли.
     «Мinima non curat proctor», – гласит латинская пословица. Это означает примерно следующее: «Значительные люди не занимаются пустяками».


Сокращенный перевод с английского Б. Колтового.

Рат-Вег И. Мишура придворного этикета // Наука и жизнь, 1968. № 1. Стр. 100-104.