Костюм мушкетера

Б. Бродский

     Дворянская молодежь придавала колоссальное значение своей внешности. Лучше было недоесть, нежели выйти на улицу не одетым надлежащим образом.
     Туалет д’Артаньяна и его друзей занимал немало времени, особенно если они собирались на прогулку или на бал.
     По моде XVII века на голове д’Артаньяна красовалась широкополая шляпа с пучком пышных перьев. Отважный мушкетер носил ее не только на улице, но не снимал и в помещении, а часто не расставался с нею даже за столом. Шляпу д’Артаньян надвигал на ухо, на лоб или заламывал на затылок – смотря по тому, хотел ли он придать своей внешности выражение гнева, добродушия или удали.

     Волосы из-под шляпы ниспадали до самых плеч, но это совсем не значило, что герой романа обладал пышной шевелюрой. Незадолго до приезда д’Артаньяна в Париж облысевший король Людовик XIII начал носить парик. Мода на парики быстро распространилась среди придворных. Тот, у кого были достаточно красивые волосы, чтобы обходиться без парика, должен был тратить каждый день часы на прическу и завивку и спать, накрутив волосы на бумажные папильотки.
     На д’Артаньяне был камзол. Его застегивали только на груди, а длинные расширяющиеся книзу полы топорщились на бедрах. Из-под камзола выпускали наружу большой кружевной воротник и кружевные манжеты. Поверх камзола носили длинный плащ или короткую епанчу.
     Короткие, украшенные множеством бантиков штаны заканчивались подвязками для длинных чулок. Подвязки были особой гордостью кавалера, они делались из кружев и бахромой свисали ниже колен. Для того чтобы подвязки были видны, широченные голенища сапог имели огромные воронкообразные раструбы. К сапогам ремнями привязывали огромные кожаные галоши, из которых торчали тяжелые шпоры. Шпоры из серебра были предметом особой гордости владельца.
     Без шпаги на широкой перевязи костюм мушкетера немыслим. Но кавалер, даже пеший, скорее вышел бы на улицу со шпагой без ножен, нежели в сапогах без шпор.
     «Господин д’Артаньян состоит в гвардейской роте господина Дезэсара, а этот господин – мушкетер из роты господина де Тревиля. Поглядите на его одежду, господин!» – комиссар, поглядите на одежду! восклицает в романе господин Бонасье.
     Вы можете подумать, что одежда мушкетера отличалась от формы гвардейцев. Ничего подобного. В первой половине XVII века военной формы еще не существовало, и даже солдаты враждующих армий не всегда отличали своих по одежде.
     Лишь в конце XVII века, в период, описанный в романе «Десять лет спустя», мушкетеры различных рот начали носить камзолы разного цвета – черные, серые, голубые. До этого мушкетера можно было отличить лишь по маленькой букве «Л» (Людовик – король Франции), вышитой на одежде.
     Впоследствии, когда д’Артаньян стал капитаном мушкетеров, он возглавлял отряд серых мушкетеров, носивших вышитое серебром серое платье и сидевших на мышиного цвета конях с короткими хвостами.
     В романе, мушкетеры короля соперничают с гвардейцами кардинала Ришелье. Обычно на рисунках гвардейцев изображают с крестами на плащах, но и этот знак был введен гораздо позже, когда Ришелье уже давно не было в живых.

Б. Бродский. Вслед за героями книг. М.: Книга, 1966. С. 105-108.