Пуговица и петля

С. А. Иванов


     Можно ли говорить о том, что пуговица есть изобретение истекшего тысячелетия? Вроде бы нет. В долине Инда раскопан город Мохенджо Даро, относящийся аж к третьему тысячелетию до новой эры, – так вот, пуговица найдена и там. Чин чинарем, с двумя дырочками для пришивания. Изредка, но встречаются пуговицы и в античных раскопках, подчас очень красивые: из терракоты, позолоченные и т. д.

     1. Эллинистическая фибула 250–200 гг. до н.э.

     И все-таки эти предметы, как бы ни были они похожи на пуговицы, не функционировали в качестве таковых, поскольку не предназначались для застегивания одежды.

     2. Н. Хиллиард. «Портрет Джорджа Клиффорда, графа Камберлендского». Ок. 1590 г.

Древнее одеяние было скроено таким образом, что не предполагало застегивания вообще. Вместо него имело место закалывание на булавку, фибулу. Что же касается предметов, которые мы воспринимаем как пуговицы, то они служили амулетами, оберегами или просто украшениями.

     3. Одежная кнопка изобретена в 1860-х гг.

В позднем Средневековье пуговица вновь, после длительного забвения, вернулась из небытия, но опять в качестве украшения. Сначала она появилась на переплетах книг, а с XIII века также и на одежде. Эго был предмет роскоши. Вот запись из дворцовой бухгалтерии английского короля Эдуарда II от 1321 г.: «У Роберта Фермора, обувщика с Флит-стрит, куплено 24 мая для высочайшего ношения шесть пар ботинок с кисточками из шелка и пуговицами из позолоченного серебра по цене пять шиллингов за пару».

     4. Жак Луи Давид. «Мать с детьми в прогулочной одежде».

     Лишь в XIV веке появляется на одежде то, без чего не бывает пуговицы, – петля. Однако первые пары «пуговка – петелька» еще не имеют практического характера: они возникают сразу помногу на расширяющихся рукавах женских накидок, вниз от локтя.

     5, 6. Пуговицы – главная радость археологов: они хорошо сохраняются.

Пуговицы изготавливаются из драгоценных металлов и камней, стекла, хрусталя, перламутра; они передают сложную иерархию социальных статусов. Есть при этом петля или нет – особой роли не играет.
     Кто по достоинству оценил связку «пуговица – петля», так это мастера по изготовлению брони – ведь благодаря ей можно было надежно смыкать полы рыцарского панциря. В каком порядке заходят эти полы друг на друга, тоже имело важное значение. Воин приближался к врагу, двигаясь вперед левым плечом, которое было защищено щитом. Важно было, чтобы левая пола заходила выше правой, чтобы вражеский меч не скользнул в зазор между ними. Так зародился мужской стиль, существующий по сей день.

     7. Карл Филипп Фор. «Портрет Генриха Карла Гофмана». 1810 г. 8. Джованни Беллини. «Портрет Дожа Леонардо Лоредана». 1501 г.

     Именно с рыцарских времен пуговица стала символом воинского сословия, не потерявшим своего значения и через много веков после отмирания брони и панциря.

     9. В стихотворении «Пуговка» 1939 г. Евгений Долматовский живописует, как по иностранной «коричневой пуговке» пионеры опознали шпиона.

Причем количество пуговиц опять далеко превышало практические нужды.

     10. Японская пуговица. 1890-е гг.

Например, в 1757 г. английский герцог Бедфорд заплатил пять фунтов (месячный доход зажиточного ремесленника) за мундир со ста пуговицами. Сверкающие пуговицы до такой степени ассоциировались с армией, что швейцарская религиозная секта амишей, бежавшая, дабы спастись от воинской повинности, в XVIII веке в Америку, по сию пору запрещает своим членам иметь пуговицы на одежде.

     11. Париж. XIX в. Пуговица с головой Марианны.

     В 1767 г. предприниматель Мэтью Бултон открыл в бирмингемском квартале Сохо торговлю пуговицами, имитировавшими бриллиантовые, но в действительности сделанными из особым образом обработанной стали. Этот простейший прием разом подорвал сакральное отношение к данному элементу одежды.

     12. Королева Виктория на медной пуговице конца XIX в.

Вскоре в Бирмингеме заработала целая фабрика по производству дешевых стальных пуговиц, а в 1807 г. датчанин Бертель Сандерс изобрел одежную кнопку. Вскоре появились легкие, с льняным покрытием пуговицы для нижнего белья. В XIX веке самым ходовым материалом сделалось коровье копыто и древесина растения корозо. Несмотря на кажущуюся девальвацию, пуговица тем не менее продолжала в русском народе ассоциироваться с начальством. «И за светлой пуговицей совесть живет», – говорили крестьяне о добром барине.
     Сейчас пуговица уже не может, конечно, служить символом какой бы то ни было торжественности. Эту функцию за нее в современном обществе выполняет запонка.

Иванов С. А. «1000 лет озарений. Удивительные истории простых вещей», 2010 г., с. 53.