Вейс Г. Одеяние государей и должностные отличия в 14-16 веках (из книги «История культуры народов мира. Высокое Возрождение. Итальянский Ренессанс» )

Вейс Г. История культуры народов мира. Высокое Возрождение. Итальянский Ренессанс. М.: ЭКСМО, 2005. С. 52-64.

     В целом одеяние государей сохранило характерные для него формы, изменившись лишь в некоторых деталях, которые не оказали существенного влияния на его общий вид.
     Коронационный наряд германских императоров, как и церемониальная одежда, в которой они появлялись на сеймах и других торжественных собраниях, окончательно сформировался при Максимилиане I (1493 г.).
     Последняя была упрощенным вариантом первого, но тем не менее выглядела очень богато (на рисунке слева, а): темно-фиолетовые, вышитые золотом башмаки; широкая и длинная нижняя одежда из белой шелковой материи; темно-лиловая верхняя одежда без рукавов, с одними проймами для рук, длиной ниже коленей; широкая белая пелерина; орденская цепь Золотого руна; мантия из золотой парчи с золотыми застежками, выложенная по бортам драгоценными камнями, жемчугом и пр.; светло-желтые, отороченные пурпуром перчатки; корона, окруженная венцом из листьев, с поперечной скобой посредине и белым раздвоенным верхом; скипетр и держава.
     Королевское одеяние, которое приобрело свою окончательную форму приблизительно в го же время (рисунок слева, б), имело много общего с императорским. Оно состояло из парчовой мантии и белой пелерины; в него также входили: парчовая нижняя одежда с длинными узкими рукавами, темно-лиловые чулки, черные башмаки, желтые перчатки, украшенные каждая драгоценным камнем, корона, составленная из лиственного венца и двойной скобы, без верха, скипетр, меньшего размера, чем императорский, и держава.
     Одеяние курфюрстов (рисунок слева, в) установилось уже после смерти Максимилиана и состояло из длинного распашного кафтана с разрезными рукавами, подбитого горностаем, горностаевой пелерины, плоской шапки, опушенной тем же мехом, и лиловых перчаток. Кафтан и шапка у четырех светских курфюрстов были сделаны из темно-красного 6apxaтa, а у трех духовных – из пунцового сукна.
     Облачение французских королей осталось почти без изменений. Об этом свидетельствует тщательно выполненная миниатюра второй половины столетия, изображающая Франциска I на троне (рисунок справа). На короле надеты темно-синие бархатные башмаки, вышитые золотыми лилиями, длинная шелковая одежда розового цвета, с длинными и неширокими рукавами до кисти, темно-синяя бархатная или атласная верхняя одежда с довольно широкими полурукавами, вышитая лилиями, голубая бархатная мантия, тоже украшенная золотыми лилиями, подбитая горностаем и с горностаевым воротником.
    
На голове корона, в одной руке скипетр, в другой – «жезл правосудия», украшенный эмблемой присяги. Французские королевы при торжественном возведении их в этот сан появлялись в мантии наподобие королевской, с такой же отделкой, но с очень длинным шлейфом и в вышитом лилиями платье. Корону, по старому обычаю, они могли надевать только после совершения над ними миропомазания в Сен-Дени.
     В Англии королевский наряд сохранил ту форму, которую приобрел при Ричарде III и Генрихе VII. Его составляли: длинная шелковая туника ярко-красного цвета, вышитая серебром; подбитая горностаем мантия из темно-красного или пурпурного бархата, корона, держава, меч, золотые шпоры и два скипетра, на одном из которых был золотой голубь (рисунки слева).
     Таким же было одеяние королевы, но у нее туника заменялась шелковым платьем с длинным шлейфом. Отличалась также передача меча и шпор во время коронования: приняв шпоры и меч, королевы не надевали их на себя: а отдавали обратно; меч немедленно, а шпоры – подержав несколько минут в руках.
   
  В скандинавских государствах в то время еще не существовало установленного королевского одеяния. Всеми своими элементами оно напоминало наряд немецких королей. Корона, скипетр и держава для коронования шведского короля Эрика XIV (1560 г.) были заказаны в Антверпене. Оттуда же были доставлены меч, кинжал, пояс и сама одежда, а также материя для туалетов королевских принцесс. Золотая корона была осыпана бриллиантами, рубинами, жемчугом и украшена на макушке круглым сапфиром.
     В число королевских одеяний входил один белый с лиловым роскошный наряд, на воротнике и бортах украшенный золотом и драгоценными камнями, а среди одежды для принцесс были парчовые и вышитые платья.
     Придворные обязаны были иметь голубую одежду из бархата, атласа, тафты или сукна, в зависимости от знатности. Чиновники канцелярии должны были одеваться в черное с белым, а музыканты – в желтое. Когда короновался Сигизмунд (1594 г.), он отправился в церковь, где должна была совершаться церемония коронации, верхом на богато убранной лошади, одетый в белую одежду и красную бархатную мантию на рысьем меху, с венцом на голове.
    
Испанские короли были обязаны короноваться в каждом из королевств, входивших в состав Испанской монархии, по установленному в них особому церемониалу, которым определялся и наряд для коронации, где важную роль играли вышитые гербы отдельных королевств. Уже Карл V ввел одеяние, похожее на германское императорское, которое состояло из длинной белой нижней и более короткой пурпурной верхней одежды с парчовой мантией и прочими принадлежностями (ниже: рисунок слева и справа).
     В такой мантии, подбитой горностаем и украшенной вышитыми на ней гербами королевства, с таким же отложным воротником, поверх которого была надета цепь Золотого руна, изображены Карл V и его сын Филипп II на надгробиях в Эскуриале. Старинный венец испанских королей с зубцами в форме листьев был заменен Филиппом II короной с двумя перекрещивающимися скобами и крестом, укрепленным над ними на яблоке, как у французских королей. Португальская корона сохранила свою старинную форму венца.
  
   В Италии одеяние государей, по крайней мере Папы в качестве светского властителя и дожей Венеции и Генуи, сохранило свои прежние формы. Несколько изменился наряд остальных итальянских вельмож. С середины века он стал больше похож на немецкий королевский. Так, одеяние герцога, а с 1569 г. и великого герцога Тосканского состояло из широкой нижней одежды из золотой парчи, такой же мантии с горностаевой пелериной и золотой короны.
     Остались без изменений облачения русских царей и цариц, польских и венгерских королей (ниже: справа). Необходимой принадлежностью их одеяния была корона св. Стефана (ниже: слева).
     Турецкие султаны не короновались, а вместо этого их опоясывали саблей…

     Эрцгерцоги, герцоги, пфальцграфы и другие владетельные особы, вступая в управление своими землями, стали избегать подобных церемоний коронации. Даже на больших торжествах они появлялись в дорогом светском платье. Их венцы и короны вошли в состав их гербов и остались на них.
 
    При многих дворах, даже у мелких князей постоянно существовал придворный костюм, установленный для принадлежавших ко двору дворян и придворных служителей. Но теперь этот костюм своим покроем соответствовал общепринятому, а его цвет только в редких случаях обусловливался цветами герба владетеля, герб на костюме нашивался или вышивался очень редко.
     Должностные отличия лишь немного изменились, а количество их увеличивалось по мере расширения и усложнения администрации. Раньше на костюм должностных лиц было обращено внимание во Франции и Англии. Во Франции вскоре после смерти Франциска I (1547 г.) были изданы постановления, которые, как и более поздние, изданные при Карле IX (1561 г.), ограничивали королевских чиновников в одежде. Окончательно этот костюм сформировался при Генрихе III (1574–1589 гг.), который начал с того, что установил для членов парламента гораздо более богатую, чем прежде, официальную одежду, соответствующую этикету, введенному им при французском дворе.
     Почти везде в Европе официальный костюм государственных чиновников состоял из широкой и длинной нижней и такой же верхней одежды, часто старинного покроя, который отличался только по цвету. Городские чиновники, особенно в Германии, носили обыкновенное платье, отличавшееся от повседневного только по цвету некоторых деталей (рисунок слева).
     Во Франции отличительными цветами были черный, красный и иногда лиловый. Черный считался подходящим для ежедневной официальной одежды, красный – для парадной, надеваемой при торжествах. Королевские чиновники были обязаны постоянно носить установленную для них одежду: президент тайного совета – бархатные кафтан, плащ, шапку и шелковые панталоны – все черного цвета. Адвокаты и судебные приставы – тоже все черное. Первые, кроме того, отличались шляпой с меховым околышем, а последние – шпагой, которая была им дана взамен письменного прибора, отличавшего их прежде. Эта каждодневная одежда в торжественных случаях заменялась красной.
     При торжественном въезде Генриха в Париж (около 1559 г.) дворецкий был одет в черное платье, а служители канцлера и так называемые шофессиры, приготовлявшие воск для государственных печатей, – в ярко-красный бархат, государственные секретари – в длинные мантии красного бархата.
     Официальный костюм советников состоял из черной нижней, красной верхней одежды и черной четырехугольной шапки. Одеяние купеческого старшины – из черной нижней, лиловой верхней одежды и тоже четырехугольной шапки. Костюм президента парламента – из черной нижней и красной, очень длинной верхней одежды, подбитой белым мехом, раскрытой во всю длину на боках, с горностаевой пелериной, и круглой шапки. Костюм канцлера – из длинной голубой или лиловой нижней одежды с широкими рукавами, небольшим стоячим и широким отложным воротником из белого меха и голубой или лиловой круглой шапки с плоским дном. Это одеяние при Генрихе IV значительно изменилось: канцлеру была дана красная мантия с капюшоном, подложенная и опушенная горностаем, а на плечах обшитая золотыми шнурами, и парчовая круглая шапка.
     В Англии официальными были приняты два цвета: черный и красный, первый для судебного персонала и ученого сословия, последний – для высших чиновников. Что касается покроя официальной одежды, то он оставался без изменений. Так, официальный костюм некоторых судейских должностей почти до середины столетия был почти таким же, как и при Эдуарде III. Он состоял из длинной нижней одежды с узкими рукавами, длинной и широкой верхней, закрытой или разрезанной на боках, от плеч донизу, подбитой мехом или без меховой подкладки, с круглой меховой или отороченной мехом пелериной или с капюшоном в виде воротника и из гладкой круглой шапочки.
     На находящемся в Базеле эскизе Ганса Гольбейна на семейной картине фамилии Мора отец, Джон Мор, изображен в костюме адвоката: в длинной нижней и верхней закрытой одежде с широкими рукавами и большим капюшоном наподобие воротника и в невысокой шапке, похожей на берет.
     Судя по надгробному изображению судьи из Вестминстера времен королевы Марии Ричарда Гарпура (1553-1558 гг.), должностной костюм этих судей состоял из нижней одежды с узкими рукавами и короткими манжетами, из длинной и довольно широкой верхней одежды, подпоясанной узким поясом, с очень широкими разрезными рукавами и круглой закрытой вокруг пелериной, с узкой фрезой и золотой цепью, из мантии, широко распахнутой спереди, и четырехугольной шапки с прямым околышем, надетой поверх круглой, плотно охватывающей голову шапочки.
     В Германии и скандинавских странах для официальной одежды тоже были приняты черный и красный цвет (красный, впрочем, часто заменялся здесь фиолетовым) (рисунок слева).
     Длинная одежда тут была малоупотребима. Вместо нее носили одеяния, похожие на старинные шаубе, а также круглые или четырехугольные береты. За исключением немногих высших должностей, таких, например, как имперские советники, которые носили длинные опушенные дорогим мехом шаубе и верхнюю одежду, остальные государственные чиновники одевались в общепринятую тогда шаубе, которая, в зависимости от должности носившего, была бархатная, суконная или шелковая, на меховой подкладке, с меховым воротником или без.
     Отличительным знаком чиновников были пожалованные им цепи с портретом государя. Высшие городские власти, например члены городского совета и др., обычно также носили общепринятую шаубе темного цвета, опушенную темным мехом, тогда как низшие чиновники городского управления, городские старосты и полицейские служители были обязаны носить одежду цветов городского герба или обычную одежду, но с городским гербом, вышитым на груди или на плече, или же металлическую бляху с этим гербом.
     Относительно официальных отличий, установившихся в Италии, достаточно будет привести несколько примеров. Так, официальный костюм римского сенатора и венецианского рыцаря были сходны со старинным герцогским одеянием: пышная нижняя одежда с узкими рукавами, длинная, распашная, с широкими рукавами верхняя одежда, зимой подбитая мехом, а для торжественных случаев сшитая из золотой парчи (рисунок справа).
     Такой же была и одежда остальных высших сановников, с тем только различием, что у нотаблей, прокураторов и советников она была фиолетовая, а у председателя Совета десяти и у канцлера – красная.
     Адмирал носил длинную, раскрытую спереди и подпоясанную тунику фиолетового или красного цвета с длинными, суживающимися книзу рукавами, фиолетовый плащ с проймами для рук, красные трико и похожую на феску круглую шапку.
     Генерал в военное время одевался в длинную нижнюю одежду с широкими рукавами и шлейфом, плащ, застегнутый на правом плече, и носил плоскую или немного выпуклую шапку (рисунок слева). Все это было красного цвета, а плащ и шапка были украшены золотым шитьем.
     Начальник городской полиции имел нижнюю одежду с узкими рукавами, красную тунику, застегнутую на груди, с широкими полурукавами, длинную распашную верхнюю одежду фиолетового цвета с проймами для рук и круглую шапку. Одежда шести оруженосцев дожа была описана ранее.
     Наряд магистратов Флоренции состоял из темной туники с пышными рукавами, более длинной распашной верхней одежды из черного моаре с боковыми проймами и круглой шапки.
     Костюм ректора Падуанского университета составляли красные полусапожки, шелковые трико кармазинного цвета и поверх них такого же цвета сборчатые полушаровары, доходившие до середины бедер, шелковый камзол кармазинного цвета, обшитый золотом, длинная мантия из золотой парчи, с широкими рукавами и капюшоном, подбитым мехом, золотая цепь на шее и черный берет с наушниками и назытыльником.
     Судьи и врачи и Ломбардии носили длинную черную одежду с длинными и широкими рукавами, зимой – суконную или бархатную, летом – из флорентийского муара. Поверх нее надевали черную шелковую одежду, спускавшуюся несколько ниже коленей и подпоясанную шелковым поясом, а также не очень высокую плюшевую шапку. Традионно все невоенные чиновники, дворяне и ученые носили при себе вышеописанную столу, которая была их обличительным признаком, соответственно званию и положению носившего.